Вояж завершился полупустыми обещаниями
В начале ноября 2023 года завершился четырехдневный визит президента Франции Макрона в Казахстан и Узбекистан. Что подвигло лидера Пятой республики срочно ехать за тридевять земель?
Эксперты Казахстана во время визита высокого иностранного гостя в Астану присмотрелись к целям его поездки по столицам ЦАР. Во-первых, напряженная обстановка на Ближнем Востоке, превратившаяся в вооруженное столкновение Израиля и Сектора Газа серьёзно озадачила не только главу Франции, но и США. Ведь в орбиту нарастающего конфликта втягиваются Иран, Пакистан, ряд других мусульманских стран. Турция внимательно следит за развитием событий: ведь ракетные залпы звучат уже рядом. А что дальше, что принесёт с собой эскалация конфликта?
Во-вторых, надвигается холодный период года, в квартирах французов становится прохладно, подача газа по трубопроводам приостановлена, да и трубу взорвали на дне Северного моря. Надежда на электрическое отопление. Хорошо, что Пятая республика ещё не последовала примеру соседей-немцев и не заковала в саркофаги АЭС. Но для бесперебойной работы всех шести крупных атомных электростанций нужен обогащенный уран. Раньше его поставляли из африканских колоний. Но и там сегодня неспокойно, французам объявлен бойкот. Поставки редкоземельных элементов полностью прекращены.
А обогащенный уран требуется для замены отработанных стержней уже на двух АЭС. Взять его можно только в Казахстане, где разведанных запасов осталось не так много, но добыча не прекращена. К тому же в РК, возможно, объявят референдум о строительстве атомной станции большой мощности под Алматы. Кстати, территория уже подготовлена. Французский проект вполне может сгодиться. А это дополнительные дивиденды обветшавшей президентской власти Франции. Но главное – уран, плутоний, цезий. И конечно, попытаться найти компромисс в поставках через Средиземное море нефти и газа. Но это, по мнению, политологов, скорее, из области нереального. Казахстан не имеет собственных трубопроводных сетей в ЕС. К тому же есть серьёзные конкуренты в этой сфере – Туркменистан и Азербайджан. Вряд ли они могут потерпеть присутствия ещё одного игрока на «нефтегазовом поле»? А «своповые» поставки сегодня мало что решают, потому что невозможно точно проконтролировать объёмы перекачиваемых энергоносителей, считают специалисты в области нефте-газопромыслов.
Можно также воспользоваться моментом визита и договориться о поставках цинковой руды. Кстати, цинк в больших количествах добывается на рудниках Восточного Казахстана. Этот металл используют в оцинковке кузовов легковых автомобилей, что повышает его износостойкость. Но руду транспортируют в Швейцарскую конфедерацию – 80 процентов добываемого сырья. Но ведь можно и перекупить поставки. Словом, по мнению политологов, задумок у французского президента было много.
Но что взамен могли получить жители Казахстана? Обещанные кредиты на решение вопросов «зеленой повестки», помощь в строительстве и ремонте ирригационных сооружений, поставки семян, технологий в сельское хозяйство и новации в образовательные программы. Они, конечно же, имели в своей основе внедрение французского языка вместо русского, набившая многолетнюю оскомину «латинизация» казахского алфавита, переход на европейские образовательные стандарты в школах и вузах, методические решения дошкольного воспитания в свете «гендерного равенства». Это, по мнению блогера Аскара Рымбаева, уже отдаёт «душком ЛГБТ-пропаганды». А самое главное – использование политики «многовекторности» РК в своих целях. Если Казахстан не так крепко стоит на политических ногах, то можно прозондировать отношение к северному соседу и в очередной раз лягнуть казахстанско-российские отношения: не слишком ли республика лояльно относится к сотрудничеству с РФ?
Узбекистан принял президента Франции более спокойно, хотя тоже не обошлось без помпезности. В Ташкенте уже знали главную цель скороспешного визита: Франции необходимы поставки урана, редкоземельных металлов. Взамен Пятая республика предложит помощь в решении водной проблемы, внедрении европейских образовательных стандартов, создании центров изучения французского языка, литературы, истории, культуры. Так и получилось. Сценарий визита в две республики ЦАР, оказалось, был написан словно «под копирку».
Кстати, минувшей зимой ряд французских компаний поставляли в Узбекистан солнечные панели для производства электричества по программе «зелёной повестки». Они были закуплены в больших количествах, смонтированы на крышах многоэтажного жилого сектора в Ташкенте, Самарканде, Фергане, Бухаре. Но результат оказался почти что нулевым. Панели прослужили недолго и давали электричество, необходимого только для работы домашнего телевизора. А чтобы согреться в холодных квартирах, нужны были более мощные источники килоВаттов. Президенту Пятой республики пришлось даже немного оправдываться: мол, во Франции нет такой холодной зимы, как в Узбекистане. Это также вызвало улыбку на устах ряда чиновников РУз.
По мнению политологов Узбекистана, несмотря на ряд подписанных соглашений, меморандумов об укреплении торгово-экономического сотрудничества, визит показал, что Франция, как член ЕС, рассматривает республики ЦАР в качестве главного сырьевого источника, ничуть не заботясь о социальной составляющей своей политики в отношении стран Азии. Как это было всегда.
Алия Жанмухемедова, Шавкат Назиров, по информации https://t.me/ca_vostok, https://t.me/turalkerimov
Подписывайся на Стержень Азии в Телеграмм