Эксперт: вода в ЦАР становится дороже золота

Курбон Хакимзода, министр сельского хозяйства Таджикистана:

(Цитата) «Вода для республик ЦАР сегодня становится дороже золота, так её с каждым годом становится все меньше и меньше. Еще в прошлом году было намерение обсудить с коллегами из Узбекистана вопрос возобновления строительства Нижнекаферниганского водохранилища. Это серьезно, потому что в соседней Сурхандарьинской области уже давно отмечается острый дефицит воды для орошения полей.

Комплекс гидротехнических сооружений Нижнекаферниганского водохранилища сезонного регулирования – это спроектированная еще 45 лет назад плотина из местных материалов, длиной почти в два километра с экраном из асфальтобетона, донным водосбросом и выпуском в оросительную сеть. Для орошения четырех земельных массивов и значительной части земель Бешкентской долины воду в оросительную сеть должны были подавать магистральные каналы. Причем орошаемые поля и все сооружения предусматривались для обслуживания специалистами нескольких хозяйств.

При плотине предусматривалось строительство ГЭС средней мощности с сезонным колебанием выработанной электроэнергии. Водой из водохранилища можно было бы оросить более 140 тысяч гектаров. При этом климат юга Таджикистана позволял получать как минимум два урожая в год, но дефицит оросительной воды составлял почти 250 миллионов кубометров».

За более чем 30 лет с лишним лет независимости население ждало продолжения строительства. Однако объект разваливался на глазах у него.

И кто сможет восстановить? Но сначала надо, считает министр, договариваться с солидными проектными организациями: либо с российскими, либо с китайскими. В Таджикистане таких вообще не осталось. И сколько потребуется средств, никто не считал. При этом специалисты отрасли полагают, что Таджикистан утратил 50 процентов орошаемых площадей, снизив при этом вполовину урожайность всех сельскохозяйственных культур. Овощей, к примеру, в республике уже не хватает для внутреннего потребления. О какой их реализации за пределы Таджикистана можно вообще говорить при такой крайне невысокой урожайности. При этом республика ежегодно теряет до 120 миллионов долларов от снижения экспорта плодоовощной продукции.

И, если дальше не будет денег, какой ли смысл вводить новые орошаемые площади. А может лучше сначала возродить разрушенное?

Проект, который создавался руками и трудами специалистов нескольких союзных республик, уникален, но возродить его сегодня фактически невозможно. А это означает, что плодороднейшие некогда земли Бешкентской долины останутся бесплодными. А следом засуха приходит в Сурхандарьинскую область Узбекистана. Ждать этого, по словам министра сельского хозяйства Таджикистана, осталось совсем недолго.

Амырбек Уразгалиев, по информации https://asiaplustj.info/

Подписывайся на Стержень Азии в Телеграмм

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *