Проекты стран ЕС для республик ЦАР наполнены одними обещаниями

Передовицы официальных СМИ республик Центрально-Азиатского региона пестрят сегодня подобными заголовками. А дело в том, что в преддверии Самаркандского саммита стран ЕС и республик ЦАР (3,4 апреля 2025 года) высказываются довольно критические предположения о том, что ждать от этого широкомасштабного международного мероприятия нечего.
Ряд политологов ссылаются на обещания европейских банков, которые прозвучали еще в начале 2022 года о выделении кредита Таджикистану в размере 5,5 миллиарда долларов на завершение строительства гиганта энергоиндустрии ЦАР – Рогунской ГЭС. Но это так и осталось громким обещанием. Денег так и не поступило. И поэтому Таджикистан скептически относится к проведению Самаркандского саммита в Узбекистане и не подписывает никаких меморандумов о сотрудничестве со странами ЕС.
В связи с тем, что в США сменилась администрация, и ситуация складывается далеко не в пользу Евросоюза, Узбекистан также не разделяет оптимизма Брюсселя в вопросах расширения сотрудничества в сфере добычи редкоземельных полезных ископаемых на своей территории в обмен на поддержку Транскаспийского международного транспортного маршрута. Совсем не равноценный торг, тем более, что ЕС открывает лишь кредитную линию под 23 процента годовых. Довольно хитрый придумали европейцы ход. Ведь ТМТМ будет работать и на вывоз за пределы ЦАР добытых на его территории полезных ископаемых. Да еще за него придется расплачиваться по кредитам с небывалыми процентами с Евросоюзом. Это похоже на настоящую колонизацию, от которой еще не отошли африканские государства.
Воздерживаются от хвалебных статей в СМИ политологи Казахстана и Кыргызстана. Ведь эти две республики также может ожидать участь ресурсных полуколоний Евросоюза. В прошлом году Европейский инвестиционный банк как бы одобрил кредит на 1,8 миллиарда долларов на развитие транспортной инфраструктуры двух соседних республик. Но дело дальше обещаний так и не двинулось. Поэтому в Самарканде экономисты Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана, наверняка, станут задавать вопросы насчет этих обещанных средств.
Политологи ЦАР прекрасно понимают, что Евросоюз сегодня переживает далеко не лучшие времена, ощущая дефицит электроэнергии, газа, нефти. К тому же США подняли таможенные пошлины. И поэтому высказывают вслух свои мысли о том, что не случайно европейские страны ринулись в ЦАР. Им нужны критически важные полезные ископаемые для того, чтобы удержаться на плаву.
У Казахстана своя позиция в том плане, что республика может потерять более двух миллиардов долларов только от того, что ВСУ практически уничтожили терминал, через который прокачивалась нефть в Европу. Но ЕС даже не попытался остановить украинских военных от нападения на стратегически важный объект той страны, которая не участвует в конфликте. Понятен скрытый скепсис Казахстана в ожидании саммита в Самарканде.
Просто сегодня Европу интересуют только полезные ископаемые ЦАР и маршруты их вывоза. Критически важные элементы надо разработать, добыть и вывезти на территорию стран ЕС. А все остальное Евросоюза не касается. Однако это не только прямая сырьевая зависимость, но и экологические проблемы, что увеличивает риски.
Политологи республик подчеркивают не менее важный момент. Выйдя на прямые разработки месторождений, Евросоюз станет жестоко эксплуатировать местных работников на совместных производствах. Это закон капитализма. Ведь дешевая рабочая сила станет способствовать сокращению издержек производства ради увеличения прибылей. И больше нечего от них ждать, считают политологи. Поэтому используются все средства ради достижения корыстных целей – нещадной эксплуатации недр республик Центрально-Азиатского региона в обмен на обещания улучшить жизнь и поднять экономику.
Айдарбек Кумарбеков, по информации https://t.me/tjk_every_day
Подписывайся на Стержень Азии в Телеграмм