ЦАР: 30 процентов сельхозугодий навсегда выбыли из оборота земель
Международная конференция экологов и аграриев, которая прошла в Баку в середине третьей декады ноября 2024 года, заставила иначе взглянуть на оборот сельскохозяйственных угодий в Центрально-Азиатском регионе. Ученые открыто говорили и призывали власти всех республик ЦАР к бережному отношению к земле, к воде и к воздуху, как к общенациональному достоянию.
Были обнародованы пугающие цифры. Ежегодно на планете утрачивается 12 миллионов гектаров: они превращаются в безжизненную пустыню. В том числе сегодня 30 процентов сельскохозяйственных земель в Таджикистане уже выбыли из оборота и практически навсегда. И эта республика лидирует по этому показателю.
Исследования показали, что 95 процентов угодий РТ склонны к деградации и могут к 2035 году вообще стать не пригодными ни для какого вида деятельности. Это уже настоящая экологическая катастрофа.
Как отмечается в резолюции конференции, (цитата): «Это не просто цифры, это жизни миллионов людей, чье будущее зависит от состояния земли». Массовая деградация пастбищ, вырубка лесов и засоление почв, пахотных земель, выдувание и опустынивание уже привели к ухудшению условий жизни в Таджикистане, Кыргызстане и Казахстане.
По мнению климатологов ЦАР, первыми испытали удар южные области Таджикистана. Там ежегодно выбывает из оборота до 50 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий. К тому же интенсивное таяние ледников, крайне нерациональное использование поливной воды, межхозяйственные споры, переходящие уже и в межгосударственную рознь из-за нее, приводят к гибели тысяч гектаров ранее плодородных земель. Если в советское время была единая программа восстановления угодий для всех союзных республик, то после распада СССР каждый регион «тянет одеяло на себя, не заботясь о своих ближайших соседях», подчеркнул политолог из Узбекистана Бахтиёр Эргашев.
Растаскивание воды из Сырдарьи и Амударьи, тяжелые температурные удары зимой 2023 года, когда реки покрылись льдом (а такого не было в ЦАР последние 70 лет), привели к очень тяжелым последствиям для всего сельского хозяйства республик.
Если в Иране, несмотря на напряженные отношения с соседним Афганистаном, все же достигается консенсус в использовании общих водных источников, хотя иногда споры из-за воды переходят в перестрелки, то среди республик ЦАР есть растущее недопонимание.
Ученые призвали власти обратить внимание на бассейн высыхающего Аральского моря и на реки, впадающие в него. Если Узбекистан взялся за передовые технологи и перевел тепличные хозяйства на капельное и так называемое прикореневое орошение, то соседний Туркменистан вообще не проявляет заботы о рациональном и бережном расходовании воды. Каракумский канал, построенный в годы СССР, превращается в бесполезное инженерное сооружение, так как за ним нет ухода. Вода из рек, попадая в него, бесцельно уходит в почву. И неспроста в ТР наблюдается практически полная деградация всех сельскохозяйственных угодий. А фрукты и овощи население стало закупать в Иране.
К тому же, если в 2028 году вступит в строй вся протяженность трансграничного канала Кош-Тепа», тогда уровень Амударьи снизится еще на 40 процентов. Южные области Узбекистана и Туркменистан вообще могут остаться без воды. Это может сдвинуть сроки катастрофических последствий куда ближе к нашим дням.
Как бы это ни парадоксально звучало, но аграрии ЦАР сами приближают эти сроки, ускоряя деградацию почв бессистемным ее использованием. Ведь только от засоления и опустынивания республики потеряли за последние 10 лет почти 360 тысяч гектаров земель, на которых ранее выращивались зерновые, овощные и технические культуры. Финансовые потери от этого составили почти 1,2 миллиарда долларов. Но на это никто не обращает внимания. Единственная республика ЦАР, которая пытается спасти Аральское море, очаг формирования умеренного климата в Центральной и Южной Азии, это Узбекистан. Но одних этих усилий крайне недостаточно.
Кыргызские ученые обратили внимание на высыхание еще одного водоема – озера Иссык-Куль. При таких темпах разбора воды на орошение из рек, впадающих в него, через десять лет уровень понизится еще на пять-шесть метров. То есть, финансовая составляющая от экспорта овощей и фруктов не должна затмевать экологическую сферу, считают ученые КР. Но соседи, в особенности Казахстан, на это не обращают внимания.
Кстати, в Казахстане эрозия почв при крайне нерациональном хозяйствовании составляет до 25 процентов за пять лет. Серьезно страдает зерновое производство. От природных процессов, которым не противостоят аграрии, в частности, от выдувания ветрами верхнего гумусного слоя, а также от засоления, заболачивания за последние 30 лет Казахстан потерял почти 670 тысяч гектаров. При таких темпах потерь к 2030 году республика может утратить статус самой зерносеющей в ЦАР.
Ученые на конференции отметили важный факт (цитата): «деградация земель тесно связана с миграцией. Молодежь, сталкиваясь с нехваткой рабочих мест и снижением урожайности, покидает родные регионы. Основные потоки миграции направлены из Таджикистана и Кыргызстана в Россию и Казахстан. Вывод: инвестирование в восстановление земель и создание рабочих мест – ключ к снижению миграции».
Кстати, ООН также отмечает: почти 40 процентов земель в Центральной Азии находятся в состоянии засухи (цитата): «Деградация земель является значительным триггером миграции, хотя ее влияние является косвенным, но в сочетании с растущим антропогенным давлением, вызванным ростом численности и плотности населения, приводит к снижению доступности продуктивных земельных и водных ресурсов, падению урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности скота. Наблюдается тесная взаимосвязь деградации земель, изменения климата и миграции в Центральной Азии».
Бахтиёр Эргашев также тесно связывает непригодность посевных земель и пастбищ со снижением доходов и уровня жизни населения, которые и вынуждают сельчан покинуть страны в поисках заработка и даже выживания в таких тяжелых условиях на своей родине.
Шавкат Рахимов, по информации https://old.asiaplustj.info/
Подписывайся на Стержень Азии в Телеграмм