Таджикистан нуждается в продукции тяжелого машиностроения
Интересное и заманчивое предложение было озвучено представителями таджикской делегации на полях выставки «Иннопром», которая только что завершила свою работу в российском Екатеринбурге. В этот уральский город собрались министры промышленности и экономики республик – членов Содружества независимых государств.
Таджикистан предложил заключить долговременное соглашение по развитию общего тяжелого машиностроения, в основном на кооперативных началах. То есть, вернуться к отработанной десятилетиями советской модели взаимодействия всех бывших республики СССР.
В частности, в официальном сообщении делегации РТ говорится (цитата): “Документ соглашения направлен на развитие отраслей машиностроения государств – участников СНГ, осуществляющих разработку и производство техники и оборудования для металлургической, горнодобывающей (горнорудной и горно-шахтной), химической и нефтяной, энергетической и сельскохозяйственной промышленности, а также на развитие станкостроения, производства тяжелой кузнечно-прессовочной, подъемно-транспортной, строительно-дорожной, коммунальной и другой крупногабаритной техники”.
Эксперты отметили большое значение подобного документа, если он будет принят во внимание, и начнёт работать «дорожная карта» по его воплощению.
А почему именно Таджикистан вдруг «проснулся» и начал искать новые контакты с государствами-членами СНГ? Политологи ЦАР считают, что республика, обладающая значительным гидропотенциалом и включившаяся в энергокольцо Центрально-Азиатского региона, остро нуждается в новых, мощных гидротурбинах для своих каскадов ГЭС. Ведь за 33 года так называемой независимости Таджикистан утратил связи с бывшими республиками СССР, в которых остались предприятия тяжелого машиностроения, в частности, с Россией. И сегодня гидроэнергетике РТ необходимо заменить 45 гидроагрегатов большой мощности.
Такие машины производят и ремонтируют только в РФ. В частности, таджикскую делегацию очень удивили кадры видеоролика отгрузки самого мощного в мире гидроагрегата на 500 мегаВатт с завода в городе Петербурге. Четыре такие гидротурбины могли бы дать ток на Рогунской ГЭС, и тогда Таджикистан возглавил бы список экспортеров электроэнергии в целом в Азии. Однако пока Рогунская ГЭС считает просто «постсоветским долгостроем», а республика «проедает последнее наследие советского прошлого – самых мощных в мире гидростанций».
Однако и Узбекистану необходимы кардинальные изменения в энергетической промышленности, в воссоздании мощных предприятий химической и нефтехимической промышленности, которые исчезли за последние 34 года с промышленной карты РУз.
В Казахстане остро стоит необходимость в реконструкции 14 ТЭЦ и ГРЭС, которые уже не справляются с возросшей нагрузкой, их оборудование часто выходит из строя. К тому же катастрофически не хватает новых, более мощных локомотивов для компании «Темир Жол» – «Казахстанские железные дороги». Такие машины сегодня строят только в России.
В Туркменистане раз за разом выходит из строя старое нефтегазодобывающее оборудование, доставшееся в наследство от СССР. Все это требует серьёзного обновления, без которого невозможно развивать экономику промышленности этой республики.
Словом, без кооперации в тяжелом машиностроении сегодня ни одному государству-члену СНГ невозможно двигаться вперед, отмечают политологи, эксперты республик Центрально-Азиатского региона.
Кстати, большим спросом пользовалась продукция транспортного машиностроения Беларуси. Таджикистан готов закупить уже 80 новых, современных тракторов, произведенных в республике.
Мижгон Самадов, по информации https://t.me/novyiturkestan
Подписывайся на Стержень Азии в Телеграмм