Республикам ЦАР грозит острый дефицит питьевой воды

Немало «информационного шума» в блогосфере ЦАР наделала недавняя публикация аналитической статьи о количестве и качестве питьевой воды в республиках Центрально-Азиатского региона. По стилю чувствовалось, что ее готовил редакционный коллектив, у которого на руках были прогнозные материалы экспертов Евроазиатского банка развития. Это сразу отметил ряд политологов, и опубликовал комментарии.

Цифры, конечно, впечатляют: в 2024 году 15,3 процента жителей республик ЦАР, а это почти 11 миллионов человек из более 70-миллионного населения, вообще не имеют доступа к питьевой воде. Как сообщается в статье, (цитата): «регион находится в зоне усиливающегося водного стресса».

Что происходит? За годы независимости все республики ЦАР увеличили использование воды из рек, озер, искусственных водохранилищ на аграрно-промышленно-бытовые нужды в 2,27 раза. И это произошло одновременно со снижением уровня рек ввиду изменения климатических условий. В то же время коммунальной сфере мало уделялось внимание, то есть попросту в республиках «проедали» запасы советских времен, в том числе и в такой важной сфере, как водопотребление. Сегодня почти 90 процентов водно-канализационного хозяйства республик ЦАР изношено до предела и требует капитальной реконструкции. Об этот говорят частные аварии на ТЭЦ, ГЭС, других объектах жизнеобеспечения Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана. А власти только «латают дыры», в то же время бюджетные средства оседают в карманах вороватых чиновников. Только на ремонте угольных ТЭЦ в Казахстане за пять минувших лет контрольно-счетные и правоохранительные органы РК обнаружили недостачу в полтора миллиарда долларов. На эти деньги можно было построить атомную станцию.

Серьёзная обстановка и в Туркменистане. Только в нескольких городах ТР у жителей есть доступ к питьевой воде. В сельских населенных пунктах жители вынуждены пользоваться естественными источниками. А это верный путь к массовой инфекции.

Большую тревогу вызывает водное хозяйство Таджикистана. В этой республике почти 35 процентов сельского населения не имеют доступа к питьевой воде. В южных областях РТ такая ситуация может привести к вспышке холеры, дизентерии, тем более, что в соседнем Афганистане люди до сих пор умирают от этой инфекции.

Катастрофически не хватает чистой питьевой воды и столице Кыргызстана. Там решено добывать её из глубины. Но на это необходимы средства, как и на санитарную очистку канализационных стоков, которые сегодня нередко загрязняют реки республики.

По прогнозам аналитиков ЕАБР, к 2030 году уже 50 процентов населения ЦАР не будут иметь доступа к питьевой воде. А это очень опасная тенденция, наряду с тем, что ухудшается и общая климатическая обстановка в Центрально-Азиатском регионе.

Политологи считают, что да, сегодня водная проблема остро волнует власти всех республик, однако публикация тенденциозна в том плане, что, мол: вот только ЕАБР и думает о качестве питьевой воды в ЦАР и может дать кредит в 2,2 миллиарда долларов на реконструкцию систем водоснабжения и канализования. Но есть и другие кредитные организации, как например, Исламский кредитный банк. Ситуация в статье, конечно, отражена в принципе правильно, но горький привкус навязываемой рекламы ЕАБР у блогеров все же остался.

Шавкат Мирзоев, по информации https://t.me/sosediasia

Подписывайся на Стержень Азии в Телеграмм

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *