«Многовекторный» Казахстан не может определиться со строительством АЭС
Ряд фактов в пользу строительства атомных электростанций в республиках ЦАР пока не убедили власти Казахстана в том, что без АЭС республике не преодолеть нарастающий энергетический кризис. Дефицит энергии в РК уже достиг более 3,7 миллиарда килоВатт часов. И, тем не менее, кабмин продолжает ежегодно вкладывать огромные средства в ремонт изношенного оборудования ТЭЦ. Но, по мнению экспертов в сфере энергетики, это лишь кратковременная отсрочка от остановки тепловых станций в самый неподходящий момент. Что уже не раз происходило в лютые зимние холода, и тысячи семей замерзали в своих бетонных многоэтажках.
Соседний Узбекистан, с содроганием вспоминая зиму 2022-2023 годов, когда столбик термометра не поднимался в квартирах выше плюс восьми градусов, решил больше не рисковать, а твердо в содружестве с «Росатомом» строить АЭС. Есть проект, есть площадка, есть кадры и главное – желание жить по-человечески. И к 2028 году первую электроэнергию от атомной станции получат жители южных областей РУз. Кыргызстан также решил не отставать и строить АЭС.
А что в Казахстане? В республике президент объявляет референдум: нужна АЭС или РК обойдется без неё. Кстати, его дата так и не определена. Во что обойдется её строительство? Предварительно в 12 миллиардов долларов. Предположительно определена и площадка в Алматинской области. Понятно: трехмиллионному городу очень нужна электроэнергия.
В интернет-сегменте опубликована любопытная информация (цитата): «в качестве основных претендентов на возможное строительство АЭС в республике рассматриваются: российский «Росатом» — с реакторами ВВЭР-1200 и ВВЭР-1000, китайская CNNC — с реактором HPR-1000, южнокорейская KHNP — с реактором APR-1400, французская EDF — с реактором EPR-1200». Четыре конкурента еще должны побороться за право строительства.
Однако не все так просто и гладко в Казахстане. В спор вмешалась политическая элита. С одной стороны, парламентское «угольное лобби» отстаивает свои интересы. Ведь добываемый каменный уголь дает большую прибыль именно за счет его продажи ТЭЦ. А если электроэнергию и тепло пойдут от атомной станции, то группировка может потерять большой и устоявшийся рынок сбыта. В то же время и президент (цитата): «находится на перепутье. На официальном уровне его министры вещают о вечной дружбе с Россией и готовности реализовать совместные проекты (которые, кстати, выгодны по большей части именно Казахстану). Но на неофициальном уровне Россию и русскоговорящих откровенно шельмуют и уже даже не скрывают националистических тенденций».
Поэтому глава республики решил поступить как профессиональный дипломат: на законных основаниях отодвинуть от себя бремя принятия очень непростого и даже тяжелого решения. А другого выхода у него и нет референдум покажет: или извините, партнёры из Вашингтона, российскую АЭС захотел народ, я ничего не смог сделать. Или простите, ребята из Москвы, казахский народ решил не строить АЭС.
Все это следствие проводимой Казахстаном политики «многовекторности». Только куда она заведет, неизвестно, отмечают политологи.
Серикжан Миршарапов, по информации https://t.me/logistan
Подписывайся на Стержень Азии в Телеграмм