«Хитрые схемы» узбекской коррупции
Коррупционная составляющая в сфере народного хозяйства Узбекской ССР проявила себя в полной мере ещё в советские годы. Так называемое «хлопковое дело» раскрыло масштаб хищений на всех уровнях власти. Тогда действовали системы приписок. Однако время изменило подходы к той системе. «Приписки» превратились в «тендерные коллизии».
В настоящее время многие узбекские предприниматели сталкиваются с серьезными ограничениями в рамках участия в различных государственных и корпоративных тендерах в том числе и международных. Это не прямая коррупция, а более «хитрая схема» по составлению тендера под конкретную заранее известную компанию, которая де-юре и де-факто будет единственной, отвечающей всем необходимым параметрам.
Схему раскрыла Ассоциация участников государственных закупок, в частности, компания «Tenderzone».
Основные проблемы бизнеса связаны с завышенными требованиями в условиях тендера, а именно в технической и квалифицированной части. Исторически сложилось так, что многие технические задания и квалифицированные требования в Узбекистане пишутся под диктовку тех поставщиков, с кем изначально, то есть до объявления тендера с заказчиком, были свои договоренности об «откатах».
Существуют ситуации, когда заказчик хочет получить более качественный товар или услуги, или просто привык к продукции конкретного бренда. По этой причине закупка у конкретного поставщика, проверенного временем и опытом, считается наиболее рациональной в данном случае.
Сегодня ситуация складывается так, что заказчики жестко выставляют свои условия оплаты, и у поставщиков нет возможности предлагать свои варианты. Либо соглашаешься с условиями оплаты, указанными в тендерной документации, либо просто выкинут из тендера. Такова узбекская действительность. На весы также ставится «политическая составляющая»: надо ли покупать товар или услугу у потенциального врага или недруга? Сейчас в тендерах обычными стали условия, когда поставка осуществляется безо всякой предоплаты, компания получает оплату только после завершения поставки. По неполным данным это происходит в 90 процентах случаев.
В результате поставщик за свой счет должен нести все расходы, связанные с поставкой, плюс к этому он должен иметь залоговое обеспечение для участия в тендере. Такие условия неприемлемы для многих поставщиков.
В себестоимость любой потребительской продукции заложена стоимость товаров, которые приобретал производитель. В цене сахара есть стоимость компьютеров, мебели и других товаров, которые были закуплены заводом.
Система должна быть такой, чтобы народ Узбекистана поверил в то, что она прозрачная, справедливая и дает шанс победить действительно лучшим, а не тем, у кого есть «знакомства и блат». Только в таком случае участников в тендерах станет больше, будет развиваться здоровая конкуренция, от этого в итоге выиграют все – бизнес, государственный и корпоративный бюджет и народ.
Фарид Сейфульмулюков
Подписывайся на Стержень Азии в Телеграмм
Подписывайся на Стержень Азии в VK