Экономика ЦАР демонстрирует устойчивые темпы развития

В конце первой декады декабря 2024 года в Астане состоялась традиционная ежегодная международная конференция «Содействие устойчивому развитию в Центральной Азии». В ней приняли участие представители: Всемирного банка, Исламского банка развития и Института Исламского банка развития, Всемирной продовольственной программы, Программы развития ООН, банка развития Казахстана, Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана – «ЭСКАТО», Центра и сети климатических технологий ООН, а также чиновники государственных органов РК.

В рамках секционных заседаний были обсуждены такие вопросы (цитата): «Партнерство в Центральной Азии – глобальные вызовы, взгляд через локальные линзы»; «Транспортная связанность в Центральной Азии – подходы МБР»; «Масштабирование потоков финансирования и софинансирования со стороны финансовых институтов развития (DFI) в Центральной Азии – вызовы и возможности»; «Необходимость устойчивого и быстрого роста в целях борьбы с бедностью в ЦАР»; «Решение проблемы транспортной связанности в республиках Центральной Азии, не имеющих выхода к морю и ряд других».

В частности, в докладах участников отмечалось: ВВП в ЦАР за 20 лет вырос в номинальном выражении в четыре раза. В три раза возросла мобильность населения. Объем поступающих инвестиций увеличился в 17 раз. Все эти показатели наглядно демонстрируют устойчивые темпы развития экономики.

Были сделаны прогнозы на 2024 год. Номинальный ВВП республики ЦАР превысит 500 миллиардов долларов. А население возрастет при этом до 80,7 миллиона человек. По мнению ведущих экономистов ЦАР, регион «открывает демографическое окно возможностей» для экономического рывка, который может длиться до 15 лет. Таков прогноз устойчивого развития всех пяти республик Центрально-Азиатского региона до 2040 года.

Однако ряд экономистов все же усмотрел в этих цифрах долю лукавства. Во-первых, ВВП на душу населения в республиках ЦАР не так уж и велик – в пределах 6250 долларов. И в номинальном выражении за 20 лет этот показатель возрос лишь в четыре раза. Это совсем немного. Во-вторых, мобильность населения возросла в три раза, но за счет трудовых мигрантов, которые перемещаются в поисках заработка и улучшения условий жизни. В-третьих, объем инвестиций в экономику ЦАР возрос в 17 раз.

И на этом надо подробнее остановиться, подчеркивают экономисты. Да, в экономику пяти республик Центрально-Азиатского региона идет прилив иностранных поступлений и в основном в добывающие отрасли. К примеру, только один Кыргызстан планирует через пять лет получить от развития горнорудной промышленности 80 миллиардов долларов. То есть, реализация природных богатств даст РК прирост в десять годовых бюджетов. С одной стороны, это нормально. Но с другой стороны, природная кладовая не безгранична, иностранный инвестор просто выкачает из недр все полезное содержимое и уйдет в поисках новых кладовых. А на рекреацию и ликвидацию последствий разработок уйдут годы и не один миллиард долларов.

Но финансовые издержки от присутствия иностранного инвестора на кыргызской земле лягут на бюджет республики. Как это, к примеру, случилось с разработками золота: пока не национализировали все рудники, республика не получала прибыли. Так может произойти и в этом случае, когда Кыргызстан и Казахстан распахнули двери своих кладовых и рассекретили все данные о запасах полезных ископаемых.

Ни к чему хорошему это не приведет, считают эксперты. Поэтому с иностранными инвестициями надо быть крайне осторожными.

А разговор об устойчивом развитии может так и остаться благим пожеланием, если не учитывать новые климатические вызовы: гидроресурсов в регионе становится все меньше, уровень воды в реках и водохранилищах резко уменьшается. Даже крупнейшие естественные водоемы, такие, как озера Иссык-Куль, Балхаш, не говоря об Аральском море, угрожают серьезным обмелением.

За предстоящие пять лет при таком интенсивном таянии ледников республики ЦАР потеряют 17,2 кубических километра воды. А если учесть завершение строительства второй очереди трансграничного канала «Кош-Тепа», то отток воды из крупнейшей водной артерии Центрально-Азиатского региона увеличится еще в три раза. Вряд ли это будет способствовать росту экономики сельского хозяйства.

Политологи отмечают, что этот важнейший фактор устойчивого развития участники конференции, видимо, не учли. А ведь по данным того же Всемирного банка, на ликвидацию последствий климатических изменений республики ЦАР к 2030 году станут тратить в год до 150 миллиардов долларов. То есть, при суммарном ВВП в 500 миллиардов долларов почти 30 процентов уйдет на борьбу с изменениями климата. О каком тут устойчивом развитии можно говорить? Но и это не все.

Закредитованность бюджетов республик ЦАР сегодня уже превышает 90 миллиардов долларов. Даже, если отбросить платежи по процентам, то через несколько лет эту огромную сумму все равно придется возвращать кредиторам. И что будут иметь в «сухом остатке» от номинального ВВП? Не более половины сегодняшнего объема.

И при прогнозируемом росте населения до 100 миллионов человек в ЦАР доход на душу станет в два раза меньше нынешнего. Оптимизма такие реальные расчеты явно не вселяют, отмечают политологи Центрально-Азиатского региона.

Алия Мамедова, по информации https://t.me/tjk_every_day

Подписывайся на Стержень Азии в Телеграмм

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Не пропусти…