В ряде областей Казахстана не снят режим ЧС

Конец марта 2024 года выдался в Казахстане жарким. Температура воздуха в дневное время поднималась до 23 градусов, в ночные часы опускалась до 10 градусов и к тому же шли проливные дожди. Поэтому началось интенсивное таяние снегов. В то же время в связи с тем, что в начале осени неожиданно ударили морозы до минус 25 градусов, а снежный покров едва составлял полтора-два сантиметра, почва промерзла на глубину до 80-90 сантиметров. И только в середине декабря снег лёг на промороженную землю.

Метеорологи и гидрологи предупредили, что весна может принести массу проблем, к поводку надо готовиться загодя. Но власти не услышали специалистов, и пришла большая вода.

Однако к ней прибавилась еще бесхозяйственность чиновников и ответственных лиц, которые вообще не следили за состоянием гидротехнических сооружений, построенных еще в бытность Казахской ССР.

Сразу три дамбы не выдержали напора талой воды в Актюбинской области, и их прорвало. Потоки ринулись на пригород областного центра. Пришлось в срочном порядке эвакуировать 3500 человек.

Прорвало насыпную дамбу в Алматинской области. В экстренном порядке были эвакуированы почти пять тысяч человек. Прокуратура возбудил уголовное дело против акима села Байкент по статье «халатность». Ведь под угрозой затопления оказались более 10 тысяч человек, многих из которых пришлось эвакуировать.

Не выдержал напора воды гидроузел в Северо-Казахстанской области. Большой город Петропавловск оказался в зоне стихийного бедствия. Снова началась эвакуация. На этот раз в школах и культурно-массовых учреждениях оказались тысячи людей, в срочном порядке покинувшие свои дома.

Серьёзно пострадали объекты инженерной и социальной инфраструктуры в Восточно-Казахстанской и Абайской областях. Остановлено движение автотранспорта через КПП на границе с Россией.

Более 25 тысяч жителей Западно-Казахстанской области до сих пор не могут вернуться в свои дома, так как вода спадает слишком медленно. Снова возбуждены уголовные дела. Ряд акимов населенных пунктов покинули свои посты в добровольном порядке, сложив с себя обязанности.

Политологи отмечают, что такого разгула стихии в Казахстане не было более 30 лет. Но к приходу большой воды в республике оказались совершенно не подготовленными. Самое прискорбное: 75 процентов гидротехнических сооружений не выдержали испытаний большой водой. Все эти годы их вообще не ремонтировали, за ними не было никакого контроля. Шлюзовые механизмы не работали, поэтому невозможно было регулировать аварийный сброс воды. И она переливалась через гребень плотины и разрушала её.

В зоне затопления оказались автомобильные и железнодорожные мосты. Почти 30 процентов объектов дорожной инфраструктуры придётся заново восстанавливать. В том числе пострадала самая уязвимая часть – электрическое хозяйство. Сегодня железнодорожные составы направляются в обход, на путях творится полная неразбериха. Пассажирские поезда опаздывают, грузовые стоят по нескольку суток.

Эксперты считают, что нельзя было отдавать на откуп частным лицам стратегические объекты – гидротехнические сооружения. Они должны были оставаться в собственности государства. И вот теперь приходится пожинать плоды массовой приватизации. Перед законодателями поставлена задача: найти механизмы национализации таких объектов, так как за ними должен быть налажен контроль со стороны государства. А иначе не избежать серьёзных проблем.

В мажилисе (парламент РК) называют предварительные цифры ущерба от разгула стихии – 860 миллионов долларов. Но эта цифра будет увеличиваться и, возможно, достигнет 1,5 миллиардов долларов. Так как до сих пор неясно, во что обойдётся ремонт разрушенного паводком хозяйства Казахстана. К тому же еще не учтены разрушения в частном секторе проживания. Людям придётся выплачивать компенсацию за потерю имущества.

Равиль Миршарапов, по информации https://t.me/novyiturkestan

Подписывайся на Стержень Азии в Телеграмм

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *