Экологическая ситуация в Узбекистане ухудшается
Такой вывод был сделан на 14-м заседании конференции сторон Конвенции по сохранению мигрирующих видов животных, которая состоялась в Самарканде в конце второй декады февраля 2024 года. Впервые открыто прозвучали цифры о том, что ледниковый щит Узбекистана за последние годы сократился на 33,8 процента. То есть, в среднем ледники отступили на 1,2- 1,5 километра от последних замеров 1998 года. Ситуация более чем тревожная, отмечали экологи и климатологи.
Ведь это серьёзным образом повлияло на уровень рек. Кстати, отмечалось, что Узбекистан имеет только 27 процентов рек прямого стока, остальные – 73 процента – трансграничные водные источники. И эта ситуация может усугубиться тем, что на реку Амударью «покушается Афганистан». Сегодня строится вторая очередь канала «Куш-тепа». А это означает, что еще 45 процентов стоков заберёт в южном направлении соседняя страна. Если к 2027 году завершится ввод в эксплуатацию этого мощнейшего ирригационного сооружения, то сельскому хозяйству РУз может прийти конец, по крайней мере, – хлопководству. Так как эта техническая культура требует обильного орошения. Поэтому экологи порекомендовали переход на менее влаголюбивые овощи, а также начать интенсивный поиск альтернативных путей интенсификации сельскохозяйственной отрасли.
Не секрет, что Узбекистан одна из немногих республик ЦАР, которая имеет более 10 программ, согласно которым борется с опустыниванием, высаживает деревья и кустарники, занимается водосбережением, ищет подземные источники питьевой воды, запрещает использование ядохимикатов, а также наладил обращение с отходами.
Серьёзная проблема в РУз – качество атмосферного воздуха. В жарком климате загрязнение воздушного бассейна крупных городов – явление небезопасное. Ташкент, к примеру, входит в тройку самых загазованных мегаполисов мира. Виной всему использование в качестве топлива каменного угля, мазута, различных отходов химической промышленности. А ведь есть возможности перевести все ТЭЦ на газовое потребление, насытить городские автопарки электромобилями. И тогда города Узбекистана смогут вздохнуть «полной грудью», отмечалось на конференции. А пока в атмосферу выбрасывается 2,7 миллиона тонн различных загрязняющих веществ, в том числе и опасных химических токсинов. К этому стоит добавить еще 1,5 миллиона тонн вредных выбросов от выхлопов автопарка. И если до 2030 года Узбекистан не откажется от потребления низкооктанового бензина и не прейдёт на газомоторное топливо, то ситуация просто станет катастрофической.
В докладах ученых отмечалось: (цитата) «Узбекистан, наряду с другими государствами, также столкнулся с последствиями изменения климата. С начала инструментальных метеорологических наблюдений в 1880 году среднегодовая температура увеличилась на 1,6 градуса (с 13,2 до 14,8). За последние пять лет число дней с жарой превысило среднее значение на 5-7, а в Приаралье на 12-17 дней”. Жара просто высушивает почву, истончает гумусный слой, приводит к деградации огромных участков, которые ранее использовались в сельском хозяйстве. Только за последние пять лет Узбекистан безвозвратно потерял 280 тысяч гектаров. Если этот процесс не остановить, то к 2030 году из севооборота в РУз будут выведено еще полмиллиона гектаров. Выход один – увеличить количество новых природоохраняемых территорий. Только это может как-то остановить губительные процессы в Узбекистане, отмечали эксперты и ученые.
Шавкат Атамбеков, по информации https://uz.sputniknews.ru/
Подписывайся на Стержень Азии в Телеграмм