Неутешительные «демографические» прогнозы для Узбекистана

После парламентских слушаний в верхней палате Узбекистана состоялась пресс-конференция. Журналисты РУз из первых уст узнали о так называемых «внутренних опасностях» для республики и неутешительном прогнозе, связанном с демографической ситуацией.

Ряд политологов сразу разразились комментариями. Действительно, население республики «прибывает» довольно быстрыми темпами. В годы Советского Союза в Узбекской ССР проживало не более 20 миллионов человек. В том числе в отстроенном после разрушительного землетрясения 1966 года Ташкенте – около одного миллиона человек. Сегодня в столице насчитывается 3,1 миллиона человек.

Урбанизация также коснулась и этой, ранее сельскохозяйственной республики ЦАР. Две области Самаркандская и Ферганская перешагнули рубеж в четыре миллиона человек. А в целом в Узбекистане проживает 36,6 миллиона человек. К 2030 году в РУз уже будет 40 миллионов, а к 2050 – 53 миллиона человек. С первого взгляда, это нормальное явление, когда идет «замещение» поколений, и рождаемость значительно превышает смертность.

Но в то же время, что сегодня происходит в сельском хозяйстве: за последние 30 лет резко снизилась урожайность сельскохозяйственных культур, в том числе, пшеницы (на 60 процентов) сильных и твёрдых сортов высоких хлебопекарных качеств. Упали урожаи хлопка, овощей, фруктов, в упадке находится и животноводческая отрасль. Количество поголовья крупного и мелкого рогатого скота достигло минимума. Почему? Нечем кормить скот опять же из-за снижения урожайности кормовых культур.

И в то же время происходит серьезная деградация площадей, только за последние 10 лет из севооборота выведено по разным источникам от 120 до 190 тысяч гектаров угодий. В южных областях Узбекистана происходит настоящее опустынивание. Через два, три года там останется только 28 процентов земель, пригодных к выращиванию хлопка и овощей. Дело в том, что сильнейшие песчаные бури из Афганистана забирают самые плодородные участки.

Но самая главная проблема не только Узбекистана, но всех республик ЦАР – надвигающееся безводие. Уровень воды в реках, в том числе и в Амударье упал на 35-40 процентов, выходят из строя все ирригационные системы, которые нечем и некому ремонтировать. Свою «водную политику» в отношении Узбекистана и Туркменистана проводит соседний Афганистан, который начал строить канал «Коштепа», протяженностью более 280 километров. Эта самая мощная ирригационная система в ЦАР заберет ещё до 40 процентов воды из главной артерии Центрально-Азиатского региона. Уже сдана первая очередь, и 2026 году канал начнёт орошать опийные плантации Афганистана.

Политологи отмечают резкое изменение климата в регионе. Таких холодных и промозглых зим, как в 2023-м, в РУз не было 60-65 лет. Тогда это считалось аномалией. Но сегодня такое входит в норму. В январе столбик термометра в Самарканде опускался до отметки минус 23 градуса. И это привело к вымерзанию плодовых и ранних овощных культур. Ни на экспорт, ни даже на внутреннее потребление ничего не осталось. Пришлось восстанавливать посевы и посадки. Фермеры Ферганской, Бухарской и Самаркандской областей обанкротились.

Летом же стояла очень сильная даже по меркам ЦАР жара – до плюс 53 градусов в тени. Понятно, что из-за сверхвысоких температур и дефицита влаги «сгорели» все посевы и посадки. Пострадали даже бахчевые и томаты. Но и остатки урожая многие экспортёры не смогли вывезти за границу РУз из-за политических амбиций соседнего Казахстана: не пропускал фуры с узбекскими номерами.

Поэтому резко возросла зависимость продовольственной безопасности республики от импорта главных продуктов питания. Узбекистан ввозит из Казахстана 40 процентов муки, макаронных изделий, риса. Из России – гречневую и другие крупы. Из Кыргызстана мясо и мясопродукты. Даже картофеля не стало хватать.

А население растёт год от года. К тому же строительство жилья сильно отстаёт от потребности. Сельские жители из-за отсутствия рабочих мест двинулись в города. И сегодня городское население преобладает над сельским. А где проживать вынужденному переселенцу, если нет ни средств для приобретения жилья, ни достойной, хорошо оплачиваемой работы. Вопрос далеко не риторический, отмечают политологи.

Как прокормить такое большое население, если на большом «узбекском огороде» скоро ничего не будут произрастать? Поэтому стоит вопрос миграции больших масс населения либо в соседние республики, либо на север, в РФ. А сможет ли Россия принять даже 10 миллионов узбекских «климатических мигрантов»? И где их размещать в условиях резко континентального климата?

К тому же по прогнозам экспертов ВОЗ, при таком скоплении населения в РУз любая вспышка инфекционных болезней в таком жарком климате может привести к печальному финалу. А медицина Узбекистана не готова к этому. Да и в целом в ЦАР «реакция на инфекции очень медленная».

Если сегодня республика стимулирует рождаемость, то вряд ли уже через пять лет это будет поощряться: просто не будет хватать средств на всех и главное – продуктов питания, констатируют политологи.

Фархад Нишанов, по информации https://uz.kursiv.media/

Подписывайся на Стержень Азии в Телеграмм

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *