Республики ЦАР остаются без воды
Учёные в области климатологии, гидрологии, гляциологии обратились с открытым письмом в адрес лидеров республик ЦАР, в котором просят обратить внимание на катастрофическое состояние водных ресурсов в Средней Азии. Приводятся цифры, которые свидетельствуют о серьёзной проблеме, связанной с нехваткой воды и изменением климата. В частности, на водохранилищах, расположенных по всей длине Каракумского канала, наблюдается самый низкий за последние 25 лет уровень. К примеру, всего за две недели мая 2023 года площадь водного зеркала Копет-Дагского искусственного водоема сократилась почти на 3,5 квадратных километра и уменьшилась от проектной площади в два с лишним раза. То есть, сегодня забирать воду для орошения сельскохозяйственных угодий можно лишь малыми порциями. Иначе потом невозможно будет её восполнение и полноценное использование водохранилища.
Светила науки считают, что причиной столь резкого падения уровня воды стала серьёзнейшая засуха в ЦАР, которая продолжалась два лета подряд и стойко изменила гидрологический режим рек и водоёмов. Мнение климатологов поддерживают гляциологи. Исследования ледников Памира и Тянь-Шаня показали: за год их «языки» отступают на 500-700 метров, то есть, теряется, можно сказать, испаряется в атмосферу огромная потенциальная масса воды. Влажность воздуха растёт, а воды становится при этом меньше.
Работы учёных-климатологов показали, что, действительно, климат на территории современных республик ЦАР менялся один раз в пятьсот или шестьсот лет. Поэтому засухи в Средней Азии случались, но не носили столь катастрофических последствий, как это происходит в нынешнем столетии. И вот почему. В средние века, к примеру, не было добычи нефти, газа на суше и на море. В настоящее время один Туркменистан наносит такой вред атмосфере планеты, что аварийные выбросы метана из-под воды и земли превосходят годовые потери шести главных мировых добытчиков горючих материалов. И никакой «узды» на туркменских газовиков набросить не могут. Главное для них – выкачать как можно больше метана и отправить его по трубопроводам. Главным мерилом остаются при этом доллары, полученные от экспорта газа.
Не может не тревожить экологов и намерения строить новый трубопровод в Китай, увеличивая при этом добычу метана в два или в три раза. Естественно, и выбросы на аварийных установках, которые не ремонтировались тридцать лет, возрастут в разы.
Гидрологи также бьют тревогу и обращаются к лидерам ЦАР с требованием обратить внимание на эксплуатационные качества водохранилищ. Водоемы не исследовались и не реконструировались много лет, специальные запорные сооружения давно вышли из строя, что приводит к частым прорывам и утечке воды. Два долгих зимних месяца хозяйственники не могли воспрепятствовать прорывам в стенах Каракумского канала, вода из которого утекала в пески и бесследно исчезала. Восполнить потерянный объём уже не предоставляется возможным. И это все так называемый человеческий фактор.
Самое тревожное – снижение уровня водостока главной трансграничной реки ЦАР Амударьи. За три недели мая 2023 года он упал на 15 процентов и снижение уровня продолжается.
В своём обращении ученые поднимают острейшую проблему всего Центрально-Азиатского региона – так называемого «бесконтрольного и без учётного растаскивания воды» по территориям приграничных государств и республик. Речь идёт о продолжающемся строительстве «Коштепского гидроузла», который заберёт до 40 процентов воды в нижнем течении Амударьи и повернёт её в Афганистан. Канал, протяженностью 282 километра и шириной 105 метров, строят китайцы. В эксплуатацию сооружение обещают сдать через четыре с половиной года. Темпы взяты высокие. Техника работает в три смены. И тогда Туркменистан, испытывающий сегодня нехватку оросительной воды, потеряет её до 30 процентов, а Узбекистан – до 15-17 процентов. И все это при острейшем дефиците воды, которая так необходима для выращивания овощей, фруктов, хлопка – главного богатства этих республик.
Предвосхищая скорые потери и невозможность расчета за импортируемые зерно и муку, Казахстан резко снизил экспорт продовольствия в Узбекистан и Туркменистан. Аналитики просчитали эту ситуацию, как говорится, наперёд, и сделали свои неутешительные выводы.
Пока в бывших среднеазиатских республиках, к счастью, споры о воде не доходят по применения стрелкового вооружения и гибели людей. А вот на границе Афганистана и Ирана перестрелки из-за водных ресурсов реки Гильменд участились и, как полагают политологи, ситуация становится взрывоопасной. Дважды в мае 2023 года стучали автоматы на границе, погибали люди. А все это происходило из-за воды, вернее, её нехватки и нежелания талибов выполнять соглашения полувековой давности о равном использовании её из трансграничной реки.
Кстати, по свидетельству правоохранительных органов Афганистана, фермеры не прекращают, а наоборот, увеличивают выращивание мака-сырца для производства опия. И для этого на обширные плантации заводится вода. И вряд ли Коштепский гидроузел после ввода его в эксплуатацию будет работать на нужды фермеров-овощеводов. Скорее, для тех, кто выращивает опийный мак, отмечают эксперты.
Что самое прискорбное, отмечают в своём обращении ученые, за два последних года уровень Каспийского моря понизился на два с половиной метра. То есть Каспий мелеет, это не замечать нельзя. Прокладка очередного транзитного газопровода в Европу по его дну может ускорить обмеление. А это уже межгосударственная катастрофа. К тому же погибает Аральское море, вся его флора и фауна. Это ещё одна цепочка в системе изменения климата в ЦАР.
В общем, человеческий фактор, в том числе и нерациональная деятельность в сельскохозяйственном производстве составляют более 60 процентов всех потерь самого ценного достояния республик – воды.
А по долгосрочным прогнозам метеорологов, лето 2023 года принесет в республики ЦАР повышение температуры воздуха на 2,3 градуса и уменьшит выпадение осадков на 45 процентов к уровню засушливых последних лет. Так что ученые сделали неутешительные выводы.
Абукарим Толегенов, по информации https://asiaplustj.info/
Подписывайся на Стержень Азии в Телеграмм