Минеральные удобрения становятся контрабандным товаром

По прогнозам специалистов ООН, ситуация с обеспечением продовольствием в последние годы на планете резко ухудшается. Это в основном касается жителей развивающихся стран, в большей части африканских.

Несмотря на серьёзны погодные катаклизмы нынешней зимы, когда был поставлен новый температурный антирекорд в республиках ЦАР, в целом странам ЕАЭС продовольственный кризис не грозит. Да, запасов овощей, фруктов картофеля поубавилось, много чего просто неожиданно замёрзло, прекратились поставки в соседние страны, но, тем не менее, Центрально-Азиатские республики рассчитывают межгосударственную кооперацию и на новый урожай. Хотя виды на него не совсем оптимистичные. К тому же в канун нового года взлетели цены на минеральные удобрения почти на 200 процентов, на газ почти в три раза, подорожало дизельное топливо, так необходимое сельскохозяйственным машинам.

Если говорить в целом, то так называемая продовольственная инфляция в прошлом году выросла в мире более, чем в пять раз. Это уже серьёзная заявка на кризис. Но не в странах Евразийского экономического союза.

В странах ЕАЭС объём сельхозпродукции в целом за минувший год вырос почти на шесть процентов. Хорошую прибавку дал Казахстан – семь процентов, чуть отстал Кыргызстан. В пятерке лучших – Россия, Белоруссия, Армения.

Высокие запасы зерновых в России. По данным экспертов, намолочено и отправлено в закрома зерновых культур более 160 миллионов тонн. Прибавил урожайности Казахстан. Там собрано 22 миллиона тонн. В Белоруссии заготовлено 12 миллионов тонн. То есть зерна, а значит, хлеба, странам ЕАЭС хватит на весь 2023 год. И не только. Экономисты считают, что при отработанном механизме межгосударственной продовольственной кооперации овощей, фруктов, картофеля, бахчевых, зерна, а значит, муки хватит до 2025 года.

И даже при возможном сокращении урожайности в Казахстане, Белоруссии, России, а причин тому много, без хлеба не останемся. Общий экспорт зерна в страны Евразийского экономического сообщества может превысить 45 миллионов тонн. Это на допандемийном уровне. То есть, дефицита каких-либо продуктов питания не будет ни при каких обстоятельствах, считают эксперты и политологи. И это уже внушает оптимизм.

А что Запад, как Европа реагирует на то, что страны ЕАЭС приостановили экспорт зерна? Пока молчат, так как зерно получено из Украины. Но больше такого не будет. Так как из «незалэжной» зерна уже нет и, вероятнее всего, не будет. Значит, жить Европа без продовольственного кризиса сможет только максимум год.

И вот почему. Резко взлетели цены на минеральные удобрения и на энергоносители – все это отразилось на себестоимости продуктов. Если батон хлеба в Германии в среднем сегодня стоит три евро, то через год, а может быть и через полгода, он может стоить уже 10 евро. Как на это отреагирует население? Конечно, негативно. Кто будет в этом виноват, нетрудно догадаться.

А ведь газ, нефть будут и дальше дорожать, будет расти себестоимость сельскохозяйственной продукции, а значит, и продуктов. До каких пределов?

Если республики ЦАР при устойчивой и отлаженной системе межгосударственной продовольственной кооперации с РФ и Белоруссией могут рассчитывать на стабилизацию цен на минеральные удобрения, без которых сегодня ничего нельзя вырастить, на природный газ, на дизельное топливо и бензин, то страны ЕС уже не в состоянии договориться друг с другом. И это показала практика конца 2022 года. Цены на газ росли и росли. Снизить их было невозможно, на компенсации населению средств в бюджетах ведущих европейских стран не хватало. Да и кто думал о таком раскладе на рынке энергоносителей. А население уже не в состоянии было оплачивать ни коммунальные услуги, ни рассчитываться за продукты питания.

Да, говорить об объёмах продовольственного кризиса, считают политологи, нет резона. А вот кризис цен – это уже реальность завтрашнего дня.

Мурат Айдарбеков по информации https://stanradar.com/

Подписывайся на Стержень Азии в Телеграмм

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *