Таджикистан: в надежде на солнечную энергию
Ряд официальных СМИ РТ опубликовал текст протокола о договоренностях между Таджикистаном и Южной Кореей о начале строительства солнечных электростанций большой мощности. В частности, в договоре подчеркивается (цитата): «Таджикистан и Южная Корея подписали протокол о строительстве солнечных электростанций и систем хранения энергии в двух регионах страны – Согдийской области и Горно-Бадахшанской автономной области. Проект включает в себя строительство солнечных электростанций общей мощностью 6 МВт. Установку накопителей энергии мощностью 1 МВт/ч. На территории Согдийской области запланировано создание станции мощностью 3 МВт с накопителем 0,5 МВт/ч. Аналогичный проект реализуют в Бадахшане. Реализация этого проекта станет важным шагом к устойчивому развитию энергетической инфраструктуры страны, снижению зависимости от ископаемых ресурсов и улучшению экологической обстановки».
Стоимость проекта оценивается порядка 14,5 миллиона долларов. Эти средства выделяются Таджикистану в форме грантовой поддержки со стороны корейского правительства. Казалось бы, вкупе с гидроэнергетикой «солнечная составляющая» может дать достаточный эффект. Только эксперты серьёзно задумались: а для чего южнокорейский энергетический бизнес протянул руки в Таджикистан и почему выделены столь солидные средства в форме безвозмездного гранта? Что может стоять за всем этим?
По мнению политологов, за кулисами переговоров была встреча представителей горнодобывающего бизнеса Южной Кореи и министерства добывающей промышленности. И речь шла о разработках лития для производства ионно-литиевых батарей, которые предназначены для электромобилей. Как бы в обмен на поставки солнечных панелей и накопителей к ним, корейцы начнут пользоваться недрами Таджикистана.
Как же так, вопрошают политологи, республика богата гидроресурсами, но они используются только на 17 процентов. При завершении строительства Рогунской ГЭС электроэнергии хватит не только Таджикистану, но половине территории ЦАР. Однако для завершения этой стройки века гидроэнергетического гиганта Центрально-Азиатского региона нужны иностранные инвестиции порядка 6,8 миллиарда долларов. Получить их – несбыточная мечта официального Душанбе. Так как есть очень серьезные политические риски в виде вооруженных конфликтов со стороны афганских боевиков. Таджикистан сегодня находится на острие противостояния экстремистов «ИГИЛ» и властей республики.
Есть еще один нюанс: моральный и материальный износ всех гидротехнических сооружений Таджикистана, построенных еще в советские годы. Ведь в пору независимости РТ за ГЭС и водохранилищами не было должного досмотра и ухода. А поэтому уже в ближайшем будущем возможны очень серьезные проблемы с безаварийной работой всех гидростанций Таджикистана. Что, кстати, и произошло в марте 2024 года на Нурекской ГЭС, когда трое суток республика была без электроэнергии. Только смогут ли покрыть устаревшие модели солнечных панелей дефицит энергии?
Темур Рахимов, по информации https://t.me/ekoasia
Подписывайся на Стержень Азии в Телеграмм