Станет ли тенгрианство новой религией Казахстана?

В СМИ и блогосфере Казахстана развернулась полемика о религиозном течении, именуемом тенгрианством. Это связано с петицией, запущенной в интернет-сегменте РК по сбору подписей о признании его официальной религией республики.

По этому поводу существует несколько разнополярных мнений религоведов, ученых-культурологов, историков. Пока ясно одно: «основа тенгрианства – это почитание природы, предков, бога неба-Тенгри».

А как же ислам – официальная религия Казахстана? На этот счет у авторов петиции есть свое мнение (цитата): «Тенгрианство было официальной религией тюркского, уйгурского, кыргызского каганатов. Она была главенствующей до 1321 года, пока Узбек-хан не ввел ислам, как государственную религию». Судя по всему, инициаторы нового течения хорошо осведомлены в историко-религиозных вопросах, на которые официальные власти особо и не обращали и не обращают внимания.

Политологи заинтересовались этой подоплекой. По их мнению, действительно, ислам был введен на территории Средней Азии, как религия, объединяющая все народы Востока. И тот момент сыграл свою роль в борьбе с иноземцами, пытавшимися покорять эту территорию, обращать людей в другие верования. В том числе здесь несколько особняком стоят средневековые завоеватели территории ЦАР из Циньской династии Поднебесной. Ведь их дальние завоевательные походы на иноверцев могли привести к исчезновению целых народов. Выходит, ислам в тех непростых условиях помогал спасению от истребления тех, кто несколько веков назад проживал в условиях Средней Азии.

Представители иной точки зрения считают, что элементы почитания духов природы до сих пор живут в обычаях, традициях, обрядах коренных жителей Казахстана. И сочетание традиционного ислама с подобными «архаизмами» удивительно уживается в народе. Поэтому не стоит разрывать эти устоявшиеся связи, раскачивать «лодку религиозного согласия», чем пытаются заняться представители тенгрианства.

Казалось бы, несколько безобидная ситуация с признанием новой религии может стать определенным образом триггером в условиях наступления западной идеологии, основ «западной демократии» на народы ЦАР и Казахстана, в частности.

Но как бы там ни было, вопрос о признании тенгрианства в качестве новой религии Казахстана и широкая полемика в медиа-пространстве – не что иное, как отвлечение внимания больших масс населения от серьёзных проблем в политике и экономике сегодняшнего Казахстана. Понятно, что это выгодно, с одной стороны, проворовавшимся чиновникам, с другой – ряду западных НПО, пытающихся втиснуться в «узкую щель многовекторности республики со своим уставом», отмечают политологи.

Но есть еще один юридический нюанс: не признать тенгрианство, значит, нажить врагов среди тех, кто считает, что в Казахстане идёт наступление на свободу вероисповедания и дать им повод к призывам, к выступлениям, чего сегодня так опасаются власти РК, вспоминая январские события 2022 года.

И пока обсуждение идёт в мирном русле, властям надо умно управлять этим течением, не давать малейших поводов для заигрывания с религиозными экстремистами. Ведь территория ЦАР в постсоветский период так богата на подобные экстремальные ситуации в сфере межрелигиозных, межэтнических, межнациональных и социальных отношений, подчеркивают политологи.

Айдарбек Кумарбеков по информации https://cabar.asia/

Подписывайся на Стержень Азии в Телеграмм

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *