Грозящая катастрофа и как с ней бороться?

В СМИ республик ЦАР «просочилась» ранее секретная информация о том, что еще 25 лет назад ООН опубликовала доклад о возможной серьёзной катастрофе в горах Памира, которая, по расчетам специалистов, может повлиять на жизнь населения всех республик Центрально-Азиатского региона, в том числе и Афганистана. Разрушительные последствия её несопоставимы ни с какими землетрясениями XX века. Речь шла о возможном прорыве воды из высокогорного озера Сарез в Таджикистане.

Как следует из пресс-релиза ООН (цитата) «озеро, глубиной 500 метров, объёмом воды 17 кубических километров и протяженностью около 70 километров образовалось на памирской реке Бартанг еще в 1911 году при Усойском завале от землетрясения магнитудой 7 баллов по шкале Рихтера. Отвечая на вопрос, почему в ООН озаботились этим только в конце XX века, эксперты объясняют тем, что раньше информация о странах бывшего СССР мало интересовали мировую общественность».

До сих пор мало кому известно, что существует несколько сценариев катастрофы, из которых наиболее вероятным называют «обрушение в озеро правобережного оползня, перехлест воды через завал и его разрушение. Что начнется вслед началом катастрофы по одному из рассмотренных вариантов, установила группа гидротехников таджикского проектного института «Таджикгипроводхоз» еще в 1987 году. По горной реке, а затем по Пянджу и Амударье пойдет водно-каменный поток высотой до 80 метров и скоростью до 100 километров в час. В прессе ряда стран уже приводились эти цифры, которые несопоставимы с людскими потерями от цунами в Юго-Восточной Азии 26 декабря 2004 года в Индийском океане. Тогда погибло около 300 тысяч человек, но эта трагедия в сравнении с возможной катастрофой в Центральной Азии будет выглядеть, как утренник в детском саду и может унести жизни шести миллионов человек», отмечают журналисты.

Но самое важное – а готовы ли республики ЦАР к этой катастрофе, которая вследствие изменения климата буквально надвигается на юг Центрально-Азиатского региона? Ведь в теле естественной плотины скрыты огромные валуны льда, объемом до 200 кубических метров, и они растаивают, начинается обрушение тела плотины.

Как показали последние природные испытания, выпавшие на долю гидроэнергетиков Таджикистана 1 марта 2024 года, не готовы. Ведь тогда мощный снегопад и серьёзный заморозок парализовали работу всей Нурекской ГЭС. От остановки гидроагрегатов без электричества осталось 90 процентов территории РТ. И сегодня уровень воды в водохранилищах близок к критическому. Нурекская ГЭС может встать в любой момент. И силы МЧС ничего не смогут сделать.

В горах Памира не раз сходили селевые потоки, которые сносили с лица земли десятки кишлаков, уничтожали сотни гектаров посевов, срывали мосты, сваливали вышки сотовой и космической связи, разрушали дороги. Власти только оказывали посильную помощь пострадавшим, а предотвратить ситуацию, к сожалению, не могли. Да и сил МЧС в республиках ЦАР мало. А на такой случай их чрезмерно мало, отмечают эксперты.

Такой мощнейший поток может превратить весь юг Центрально-Азиатского региона в безжизненную пустыню. А оставшихся в живых людей заставит покинуть родные места в поисках лучшей доли. Это и есть один из сценариев развития климатической катастрофы. Пока он только на бумаге. Но слишком часто повторяющиеся землетрясения, интенсивное таяние ледников Памира и Тянь-Шаня, крайне неэффективная хозяйственная деятельность человека, нарушение экологического равновесия, могут не только ускорить, но и вообще воплотить в жизнь все то, что рассчитали инженеры в прошлом веке и в нынешнем – подтвердил искусственный интеллект. Отмечают политологи, комментируя рассекреченные материалы ООН.

Фариноз Абдуллоев, https://t.me/asiaplus, https://fergana.media/, https://stanradar.com/

Подписывайся на Стержень Азии в Телеграмм

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *