Узбекистан: госсектор уходит из дорожного строительства, водоснабжения образования и медицины
Власти РУз активно обсуждают вопросы передачи управления свободными экономическими зонами, дорожным строительством и эксплуатацией, водоснабжением, образованием и медициной частному сектору экономики. Проблема поднималась на уровне президента.
По мнению политологов, идея не нова, но требует выработки законодательства в этой сфере, что довольно непросто в современных условиях, тем более, что поставлена задача решить проблему к 2025 году. Но для этой цели необходимо решить самую важную проблему устойчивого энергообеспечения всего промышленно-аграрного сектора. Так как для воплощения 120 крупнейших за всю историю Узбекистана инвестиционных проектов, в которые будет вложено 57 миллиардов долларов, необходимо повысить энергомощности республики в 1,7 раза. Пока же РУз серьёзно отстает в этой сфере.
Комментируя стратегию ближайшего развития, эксперты отмечают некоторую её однобокость. Загвоздка в том, что при интенсивном увеличении населения РУз, которое к 2030 году может достичь 42-43 миллионов человек, намечается концепция роста городов с населением 300 тысяч человек с 14 в нынешнем году до 40. То есть, процесс урбанизации Узбекистана будет набирать темпы. Причём более 70 процентов гражданского и жилищного строительства будет отдано в частные руки. То есть, госсектор уходит из этой сферы, что может повлечь серьёзные проблемы. Не секрет, отмечают политологи, сегодня процесс застройки в зоне городов ведётся хаотично и беспорядочно, без перспективных генеральных планов. А это может привести к большой беде из-за разного рода природных катаклизмов: оползней, землетрясений, выходом подземных вод на поверхность и так далее. Так что перспективы в этой сфере более чем туманны.
К чему может привести передача земель сельскохозяйственного назначения иностранным инвесторам и компаниям? Задаются вопросом политологи. Возможно, там и построят что-то необходимое для нужд Узбекистана. А если эти территории в Бухарской, Ташкентской, Самаркандской и Навои областях объявят закрытой зоной, то не возникнет ли ситуация, как в соседнем Казахстане, где большие площади передали в долгосрочную аренду иностранцам? Ведь там созданы иностранные секретные биологические лаборатории якобы для борьбы с болезными сельскохозяйственных животных. А что происходит на самом деле? На самом деле все наоборот. То есть, не все так просто.
И самое важное: останется ли Узбекистан сельскохозяйственной республикой при таких грандиозных планах урбанизации? Видимо, нет. Так как уже сегодня понятно, что к 2030 году республика вынуждена сворачивать хлопководство и овощеводство ввиду дефицита фермерских кадров, острейшего нехватки поливной воды и резкого изменения климатических условий. Тем более, что транзит через Казахстан плодоовощеводческой продукции из РУз будет серьёзно осложняться с каждым сезоном. Так как РК уже не терпит таких конкурентов, как Кыргызстан и Узбекистан, на российских рынках. Это показала ситуация 2023 года, когда большегрузные автомобили сутками простаивали в очередях на казахстанских пунктах пропуска. Видимо, необъявленная торговая война между республиками ЦАР будет только нарастать, отмечают политологи Центрально-Азиатского региона.
Передача медицины и образования в частные руки также не сулит ничего хорошего. Негативный опыт работы частных фармацевтических компаний в Узбекистане надолго оставит след в сердцах родителей, чьи дети умерли от смертельно опасных лекарств, которые попали из Индии, а может быть, и вовсе из другой страны, по подложным документам. То есть, в этой сфере нельзя оставаться без контроля со стороны госсектора, как и в образовании. Ведь страны Запада не раз и не два пытались навязать свои образовательные программы, в которых пропагандируются разного рода «прелести свободного и демократического общества, в виде ЛГБТ – сообществ», отмечают эксперты.
Фарида Курбангалева, по информации https://asiaplustj.info/
Подписывайся на Стержень Азии в Телеграмм