В день юбилейной даты в Ашгабаде вновь ощущались подземные толчки
История сохранила тот октябрьский день 1948 года, когда сильнейший подземный толчок силой до 10 баллов по шкале Рихтера снёс с лица столицу Туркменской ССР. С той поры прошло ровно 75 лет. И вот в тот же роковой день октября 2023 года подземный гул, предвестник сильного удара, вынудил людей выйти на улицы. И не зря. В квартирах на верхних этажах закачались люстры под потолками, со звоном высыпалась посуда из шкафов, лопались стеклопакеты, сыпалась штукатурка.
По фасаду одной из школ Ашгабада прошла трещина шириной до пяти сантиметров. Это разошлись плиты. Школу, в которой обучались более одной тысячи учеников, закрыли. Частично разрушились здания нового аэровокзала, торгового центра, лопнул асфальт на новых автопарковках.
И это были только отголоски сильнейшего афганского землетрясения, произошедшего возле города Герат, в 55 километрах от туркменской государственной границы. Его сила достигала 6,3 магнитуд. Там есть много погибших и пострадавших. Им оказывается помощь. Посылки с гуманитарным грузом пришли, в том числе, из Ашгабада.
Наиболее всего ощущалось афганское землетрясение в приграничных селениях. Там развалились старые строения, пострадал мост, по международной трассе прошли трещины.
Очередные подземные толчки вызвали массу комментариев в соцсетях. Горожане боятся, что дома, в которых они проживают, могут быть разрушенными в один миг. Дело в том, что служба строительного надзора Туркменистана не очень вникает в проблемы сейсмоустойчивости гражданских объектов: школ, больниц, жилых домов, социальных объектов двойного назначения. Никакие проверки не могут убедить горожан, что города могут выстоять при ударах до восьми магнитуд.
А так как подряды на строительство выигрывают те, кто в них заинтересован, или дал конкурсной комиссии солидную взятку, то потом начинает экономить на всем, забывая поставить пояса сейсмостойкости, укрепить лестничные пролёты, поставить дополнительные монтажные конструкции и так далее. Хуже всего, когда со стройки неожиданно исчезает цемент, и его заменяют чем-то другим. Случалось, что смешивали глину с песком, добавляли в смесь химический раствор и клали кирпичи. Многие факты нарушений известны правоохранительным органам, но против взяточников они ничего не могли сделать, так как сами были вовлечены в «коррупционную карусель».
Хуже всего, когда подрядчиком выступают близкие родственники чиновников, особо приближенных к властным структурам. Тут вообще после торжественной сдачи объекта можно всё заново ремонтировать, считают эксперты и политологи ТР.
Сапармурад Юсупов, по информации https://turkmen.news/
Подписывайся на Стержень Азии в Телеграмм