Экологическая ситуация в Узбекистане ухудшается

Средства массовой информации, блогосфера, соцсети сегодня полны комментариев по поводу ввода в эксплуатацию первой очереди «Кош-тепского» оросительного канала в Афганистане. Пока построена первая очередь, протяженностью только более ста километров, но строительство продолжается очень быстрыми темпами.

Эксперт предупреждал о том, что мега-проект века придуман американцами в отместку России и Китаю за своё бегство из Афганистана в августе 2021 года. И финансируется объект именно Соединёнными Штатами в качестве альтернативы прямым военным действия для подрыва экономики республики ЦАР, расположенных на постсоветском пространстве.

Идея «Коштепского» канала никогда бы не пришла в голову правительству «Талибана», да они бы и не осилили такое грандиозное строительство, если бы не тайные переговоры американской внешней разведки ЦРУ, британской МИ-6 с представителями террористических организаций «ИГИЛ», «Аль-Каиды», других джихадистских вооруженных формирований. Во-первых, США нужно было как-то оправдаться перед международным сообществом за своё позорное бегство из Афганистана. Во-вторых, договорится с новой властью о лояльности к тем западным организациям, которые на легальном и полулегальном положении продолжали оставаться в стране и вести работу. В-третьих, контролировать ситуацию и способствовать всяческому подрыву экономики республик Центрально-Азиатского региона, которые имели прочные торгово-экономические связи с Россией. Кстати, в планах США было рассорить Афганистан и Иран на почве дефицита воды в восточных провинциях ИРИ. Ведь Иран считается заклятым врагом Соединённых Штатов. Что едва не произошло, когда «Талибан» перекрыл доступ воды из водохранилища на территорию исламского государства и не допустил проверяющих проконтролировать уровень в данном инженерном объекте. Хуже того, по этому поводу даже произошла перестрелка между иранскими и афганскими пограничниками.

Но все это «мелочи», по сравнению с той большой бедой, которую несёт маловодье в Амударье, главной реке ЦАР. С удивительной быстротой было объявлено о начале строительства большого трансафганского канала уже начале в марте 2022 года. Эксперт и в этом усмотрел злой умысел: в августе 2021 года американцы бежали из Кабула, а спустя почти полгода начинается стройка века. Это непростое совпадение. Причём проект «Коштепского» канала, протяженностью 287 километров, шириной 102 метра, стоимостью почти 770 миллионов долларов был разработан ещё 20 лет назад, а данная стратегическая идея начала воплощаться только в 2022 году. Талибам объяснили всё просто: «канал поможет обводнить засушливые регионы и способствует развитию сельского хозяйства». Какого сельского хозяйства? Да того, которого в Афганистане практически нет, есть только опийные поля, ведь и хлопок в стране перестали выращивать.

На словах американцы борются с наркопреступностью, а на деле способствуют её расцвету на Азиатском континенте, орошая и расширяя опийные плантации, одновременно забирая воду у республик Центрально-Азиатского региона и обрекая их экономику на стагнацию. Можно сказать, что тем самым «убивают одним выстрелом двух зайцев».

Интересная получается ситуация в современном Афганистане. Финансируют строительство канала США, на объекте работает техника китайских фирм, «Талибан» в ответ на претензии со стороны Узбекистана и Туркменистана о нарушении водного соглашения делает вид, что не понимает, о чём идёт речь: мол, никакого водного соглашения не было и нет. А тем временем ледники Памира начинают интенсивно таять в связи с изменением климата на территории ЦАР, уменьшая при этом уровень воды в Амударье. Да он и так сегодня достиг минимума за последние полвека. А что будет дальше? Туркменистан и Узбекистан останутся вообще без воды.

И если власти РТ вообще не торопятся реконструировать Каракумский канал, в котором 60 процентов воды уходит в песок, то в РУз, думают о плодородии орошаемого гектара: в республике в год бетонируется до ста километров оросительных систем, что сберегает воду.

Интересна в этом отношении позиция Казахстана, отмечает эксперт. Для этой республики без разницы: будет вода в Амударье прибывать или станет убывать? Но, тем не менее, власти РК пытаются поддерживать «Талибан», договариваются о поставках в Афганистан угля, нефти, продовольствия железнодорожным транспортом. Зная позицию Казахстана, его неуемные аппетиты и амбиции по поводу транспортного хаба в ЦАР, нечистоплотные методы в конкурентной среде, эксперт делает примерно такой вывод. Власти РК сегодня равнодушны к тревогам своих соседей: мол, да чем хуже будет у них, меньше соберут урожая, тем лучше станет у нас в части экспорта того же продовольствия в ЦАР, в Афганистан, в Пакистан, а также в страны ЕС. Примерно также они и поступают сегодня с транзитом овощей и фруктов из Кыргызстана: многотонные фуры с кыргызскими номерами по неделе простаивают в очереди на казахстанских пограничных КПП.

А вот что делает Китай в Афганистане? В принципе, то же самое, что и Казахстан. Чем хуже будет с продовольствием в Туркменистане и Узбекистане, тем легче можно будет договориться с этими республиками о создании совместных предприятий, о транзите газа и нефти в Поднебесную, легче станет проникать во все сферы экономики.

Но и это ещё не всё. (Цитата) «Ситуация может приблизиться к критической, если талибы без согласования с соседями начнут строить Даштиджумскую ГЭС на Пяндже», считает Бахитер Эргашев. Это будет настоящим «экономическим нокаутом» почти для всех республик ЦАР.

Айдарбек Кумарбеков, по информации https://t.me/hronikatm

Подписывайся на Стержень Азии в Телеграмм

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *