Проект железной дороги готов, но денег нет
СМИ Кыргызстана очень сдержанно прокомментировали известие о приостановке строительства железнодорожной ветки в Китай. То есть, разрекламированный маршрут «Узбекистан-Кыргызстан-Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая» пока остался только на бумаге. Эксперты считают, что всё упёрлось в финансирование проекта. Китай готов самостоятельно строить ветку, но особой необходимости вкладывать средства в эту железнодорожную магистраль у Поднебесной нет. Почему? Задают вопросы пользователи интернетом.
Китайский МИД сдержанно ответил: эта ветка для КНР не является приоритетной. В пятилетнем плане внешнеторгового сотрудничества её вообще нет. Выгоднее и дешевле пользоваться давно построенной Транссибирской магистралью. Тем более, что движение грузов по России гораздо безопаснее, чем по республикам ЦАР, где в любой момент могут случиться непредвиденные события, как-то пограничные перестрелки между Таджикистаном и Кыргызстаном или ещё что-то. На границе с Кыргызстаном есть автомобильные переходы, работают КПП, пусть пока всё идёт, как и шло, считают в Пекине. Тем более, что с доставкой грузов в РФ проблем у Китая нет. Да и движение железнодорожных контейнеров по Транссибу в Европу также не представляет сложности. Белорусский Брест работает в круглосуточном режиме.
В Астане вздохнули облегчённо. Китайские грузы идут через территорию Казахстана, республика получает определенные средства за растаможку и ничего не теряет. Правда, неизвестно, сколько так будут продолжаться. А вдруг случится какой-нибудь инцидент, и Поднебесная скажет: через Казахстан грузы больше не пойдут. Поэтому не так все просто с новой веткой.
В более сложном положении сегодня оказался Кыргызстан. Дорога на север через Казахстан стала непростой и дорогой. РК подняла цены на «растаможку» кыргызских товаров, на КПП стоят очереди. Уже и железнодорожные составы простаивают по двое, трое суток в ожидании пограничного контроля. Кыргызстан теряет не только время, но и деньги. Фрукты и овощи из КР уже не востребованы в РФ. Кто же будет покупать испорченные продукты?
В Узбекистане тоже ломают головы: как продвинуть товары в РФ, минуя Казахстан? Ведь самым «непредсказуемым» оказался КПП «Сары-Агач» на казахстанской границе. Уже и пассажирские поезда стали отставать от графиков из-за проволочек на таможне.
Сколько надо вложить средств Узбекистану и Кыргызстану, чтобы китайцы согласились начать строительство? Вопрос не из лёгких. Даже если две республики найдут лишние 150 миллионов долларов в своих бюджетах, то надо снова идти на поклон к властям СУАР или ехать в Пекин, чтобы доказать свою платежеспособность и отстоять проект.
Политологи ЦАР только высказывают свои версии, полагая, что представители Казахстана всё же уговорили ряд чиновников из Поднебесной не вкладывать средства в строительство нового маршрута «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», как в неперспективную железнодорожную ветку, несмотря на согласие высшего должностного лица КНР, одобрившего этот план на майском саммите «5+1». Не зря же говорят: «Восток-дело тонкое». А межгосударственная политика в ЦАР ещё «тоньше».
Нельзя обойти вниманием и тот факт, что ряд экспертов ЦАР отметили внимание на тот факт, что в дело не столько в деньгах, которых нет на строительство у Кыргызстана и Узбекистана, сколько в больших аппетитах Запада, эмиссары которого пытаются воссоздать свою военную базу в КР, вытеснив оттуда российских военных. И они готовы представить кредиты на софинансирование проекта новой ветки в обмен на военную базу. Ведь опыт уже есть в подобном. Как только власти решили ввести в действие закон об иноагентах, в адрес президента Кыргызстана и его семьи посыпались нешуточные угрозы. И проект нового закона, видимо, надолго лег под сукно. Так и в этом плане. Ведь сегодня республика, имея слабый бюджет, огромный внешний долг слишком зависима от «капризов» РК, но и от давления Запада.
В то же время Иран заинтересовался строительством новой ветки в Китай. И уже через диппредставительство ИРИ в Пекине поступила депеша из Тегерана о возможностях налаживания внешнеэкономических связей через Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан. Новая ветка – не самый кратчайший путь, но другого маршрута пока нет. Возможно, Иран сможет посодействовать в этом двум республикам ЦАР, не имеющим прямого выхода на РФ, Европу и страны Ближнего Востока. Пока не все потеряно, считают эксперты.
Исламбек Каримбобоев, по информации https://t.me/turalkerimov
Подписывайся на Стержень Азии в Телеграмм