Пантюркизм – острый кинжал в сердце молодёжи

Турция много лет вынашивает амбициозный план создать и возглавить военно-политический союз стран тюркского мира. По мнению ряда экспертов, создание совета, позже трансформировавшегося в Организацию тюркских государств (ОТГ), в которой Анкара позиционирует себя ключевым игроком, как раз и было первым шагом к созданию такого блока. Однако перестроить архитектуру региональной безопасности турецкой стороне не позволят объективные факторы, одним из которых является отсутствие у нее ресурсов. И, тем не менее, Турция подтолкнула Казахстан и Узбекистан к разработке и подписанию двустороннего договора о союзнических отношениях в военно-политической сфере.

Анкара не может предложить реальную альтернативу действующей в регионе системе безопасности, поскольку взгляды турецкого руководства на Центральную Азию не подкреплены экономически. А также страны Организации тюркских государств находятся в разных военно-политических объединениях: Казахстан и Киргизия – в ОДКБ, Турция – в НАТО.

 И, тем не менее, главами государств поддержаны усилия стран ОТГ по строительству железнодорожных линий, имеющих стратегическое и военное значение: «Узбекистан – Кыргызстан – Китай» и «Термиз – Мазари-Шариф – Кабул – Пишевер». Они должны внести свой вклад в открытие Зангезурского коридора, увеличение пропускной способности железнодорожной линии «Баку – Тбилиси – Карс», в диверсификацию транспортных связей и расширение транспортных сообщений между Европой и Азией. Подчеркивается важность укрепления сотрудничества между государствами-членами ОТГ в сфере цифровой экономики и «четвертой промышленной революции».

Страны ОТГ проявляют решимость в движении к дальнейшему углублению и расширению на основе общности истории, языка, культуры, традиций и ценностей тюркских народов. При этом стремление ОТГ к унификации алфавита и терминологии также остается одним из ключевых направлений деятельности тюркского объединения.

 Но, как считают политологи, Анкара не сможет заместить Москву в ЦАР, несмотря на то что товарооборот и инвестиционное сотрудничество между турецкой стороной и центральноазиатскими республиками увеличивается. По итогам 2021года Турция стала второй после России страной по инвестициям в Узбекистане, опередив Китай. Не сможет обеспечить Анкара и тот уровень военно-технического сотрудничества, который есть у стран ЦАР с Москвой.

 С помощью Организации тюркских государств Анкара пытается выстроить новые геополитические векторы на Кавказе и в Центральной Азии, стараясь объединить и взять два эти региона под свою «опеку».

 Но в последние годы серьезно окрепла экономика Узбекистана. Эта республика ЦАР демонстрирует достаточно активную внешнюю политику. Да и Казахстан занимает в Средней Азии все более артикулированную политику, обращенную на внутренние интересы. В этом случае Турция не верховодит в ОТГ и не определяет развитие политических и экономических процессов в ЦАР. То есть, Узбекистан и Казахстан имеют свои позиции, которые не захотят уступать Турции, как лидеру ОТГ. А поэтому эти две республики решили создать свой блок.

Айдос Темирзагуров.

Подписывайся на Стержень Азии в Телеграмм

Подписывайся на Стержень Азии в VK

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Не пропусти…