Таджикистан готовится перейти на «зеленые рельсы» экономики к 2037 году
В средствах массовой информации Таджикистана продолжается активное обсуждение итогов саммита лидеров ЦАР в рамках конференции сторон рамочной конвенции ООН об изменении климата на планете, который состоялся в ноябре 2024 года в Баку. По коллективному мнению ученых-климатологов, (цитата): « Таджикистан является самой уязвимой перед климатическими изменениями среди стран Европы и Центральной Азии республикой по расчетному упрощенному индексу уязвимости к изменению климата, являясь особенно чувствительной страной по данному критерию в связи с низкой способностью к адаптации». Это еще не приговор. Но цифры говорят сами за себя (цитата): «ежегодные потери от изменения климата и экстремальных климатических явлений оцениваются в 660 миллионов долларов, или 5,1 процента от ВВП Таджикистана». При таких темпах снижения эффективности экономики к 2030 году 80 процентов населения республики окажется за чертой бедности или вынуждено будет мигрировать в поисках работы и приемлемых условий для выживания. Здесь подмечен очень важный момент: не проживания, а именно выживания.
На борьбу с изменениями климата РТ потребуется сегодня около 100 миллиардов долларов в условиях постоянной климатической адаптации. Завтра эта сумма может утроиться. Что вообще несопоставимо с бюджетом Таджикистана. Поможет ли в этом один из главных документов – стратегия национального развития РТ до 2030 года, принятая парламентом еще в 2016 году?
С той поры прошло восемь лет, и многое поменялось. Но проблемы с нарастающим изменением климата остались, хуже того, усугубились и сильно бьют по экономике. В научных статьях отмечается (цитата): «Вызванные изменениями климата ежегодные засухи, сокращение богарных земель, снижение урожайности и производства, а также неурожаи и потери в животноводстве негативно влияют на сельскохозяйственную отрасль. Повышение температуры и изменение структуры осадков заставляют фермеров массово покидать свои земли в поисках более подходящих сельскохозяйственных районов. Более высокие показатели испарения заставляют фермеров тратить больше воды для выращивания одного и того же сорта и объема сельхоз культур в новых местах культивирования. Им, возможно, придется изменить традиционные методы выращивания и количество получаемых урожаев. Сниженные запасы воды в засушливых районах, привели к значительным экономическим потерям для фермеров, особенно небольшим фермерским хозяйствам, которые уже сталкиваются с последствиями изменения климата и экстремальными климатическими явлениями». Уже сегодня более 800 тысяч сельских жителей Таджикистана находятся под угрозой голода.
К 2030 году песчаные и пыльные бури в пять раз ускорят таяние ледников Памира и Тянь-Шаня. Их количество, как и запасы воды, уменьшатся в десятки раз.
«Что касается проблемы энергетической безопасности, то стоит также отметить, что в Таджикистане сферы производства и передачи электроэнергии также являются чувствительными к изменению климата и экстремальным климатическим явлениям», подчеркивают климатологи. «Так как энергетика и водные системы взаимосвязаны, изменения осадков, высокий риск засухи, сокращение снежного покрова и разное время таяния снегов, могут негативно повлиять на производство и поставку электроэнергии. А таяние вечной мерзлоты и сильные ветры приводят к повреждению линий электропередачи и крайне отрицательно влияют на распределение электроэнергии по всей республике». Что уже было в марте 2024 года, когда полностью остановились все гидроагрегаты Нурекской ГЭС, и 90 процентов населения РТ осталось на три дня без электроэнергии. И это может повториться не раз.
«Транспортный сектор также напрямую затронут влияниями изменения климата в связи с проблемами в инфраструктуре. Автомобильные и железные дороги подвергаются более частым или серьёзным наводнениям. Увеличение количества осадков и наводнений ускоряют износ дорожной инфраструктуры. Хуже того, высокогорьях таяние вечной мерзлоты может привести к повреждению дорог и мостов. Из-за повышенной температуры и солнечного излучения асфальт стал хрупким, трескается, что уже приводит к временному или постоянному перекрытию дорог».
Ученые, однако, склонны считать, что национальная стратегия, если не решит вышеназванные проблемы, связанные с катастрофическими изменениями климата в ЦАР и конкретно, в Таджикистане, то, по крайней мере, может отодвинуть территориальные катаклизмы лет на пять или на семь. В принципе, если республика сумеет уложиться в эти сроки и до 2037 года перевести свою экономику на «зеленые рельсы», то ряд острых проблем, связанных с миграцией населения, а таковых предполагается 2,7 миллиона человек, возможно, придется избежать.
Но для этого в экономику РТ необходимы громадные инвестиции в первую очередь, для восстановления зеленой лесной зоны, снижения рисков деградации пахотных и пастбищных земель, регулирование стоков орошаемой воды и контроль за наполнением водохранилищ ГЭС. Остро необходим мониторинг за состоянием ледникового панциря Памира, внесение корректировок в научные исследования гляциологов и климатологов.
И без постоянного внимания мировой общественности к глобальному изменению климата на планете, в частности, к устойчивому развитию горных территорий, к которым, в первую очередь, относится Таджикистан, нечего и думать о том, что жизнь населения в Центрально-Азиатском регионе станет улучшаться.
Абубакр Шеров, по информации https://www.asiaplustj.info/
Подписывайся на Стержень Азии в Телеграмм