Туркменистан серьезно обеспокоен изменением климата в ЦАР
Несколько необычно вёл себя на заседании генеральной ассамблеи ООН, которое состоялось в начале октября 2024 года, глава внешнеполитического ведомства Туркменистана. На это раз он не отмалчивался, как это делал всегда, а вдруг выступил с большой речью.
Согласно официальному сообщению МИД ТР, министр выразил солидарность с народом Афганистана. Во-первых, всесторонняя помощь этой республике Южной Азии может сгладить или нивелировать угрозу безопасности всему большому региону. Ведь массовая нищета населения, помноженная на агрессивное поведение бандформирований «ИГИЛ», могут создать беспрецедентную угрозу большой территории. Тем более, что в Афганистане активно работают спецслужбы США и Великобритании. А Соединенные Штаты заявили о готовности вернуться в страну, и навести там свой порядок.
Что, конкретно, предложил Туркменистан? Помощь официального Ашгабада заключается в строительстве большого газопровода по маршруту «Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия», трех больших ЛЭП -500 и прокладке железной дороги из Центрально-Азиатского региона до Кабула и далее.
Во-вторых, официальный Ашгабад серьезно обеспокоен изменениями климата в Центральной Азии. Ведь холода с севера регулярно повреждают теплолюбивые сельскохозяйственные культуры. Республика недополучает сотни миллионов прибылей.
К тому же продолжается обмеление рек Туркменистана. Уровень воды в Каракумском канале упал до самых минимальных отметок. И это тоже следствие изменения климата.
Большая проблема – это спасение остатков Аральского моря от высыхания. А пески ежегодно поглощают до 30 тысяч гектаров сельскохозяйственных земель, идет настоящее опустынивание территории Туркменистана.
В третьих, надвигается еще одна беда – завершение строительства трансграничного канала «Куш-тепа», который заберет до 40 процентов водостока реки Амударьи. И тогда с сельским хозяйством республики будет окончательно покончено. Без поливной воды агрокомплекс республики перестанет существовать.
На сессии ООН прозвучали и конкретные предложения со стороны Туркменистана. В том числе, о создании регионального центра по технологиям, связанным с глобальным изменением климата, в том числе в Центрально-Азиатском регионе. Глава внешнеполитического ведомства предложил также создать глобальный атлас устойчивой транспортной взаимосвязанности, альянс за глобальную энергетическую безопасность и устойчивое развитие.
Эксперты, зная тот вред, который наносит развивающаяся нефтегазовая промышленность Туркменистана окружающей среде, выразили сомнение в истинных намерениях властей республики. С одной стороны, они ратуют за экологию, а с другой, уже занимают третью строку (сверху) в мировом рейтинге – по выбросам в атмосферу парниковых газов и являются злостными нарушителями Киотского протокола.
А политологи считают, что Туркменистан не столько заботится о безопасности своей территории, сколько втихую потворствует властям Афганистана и одновременно пытается «натянуть на себя одеяло» в продвижении проекта «ТАПИ», пока нереального ввиду нестабильности политической ситуации в Афганистане. Так что солидарность с южным соседом носит, скорее, публичный характер, нежели глубокую тревогу за состояние безопасности своих границ и территории ЦАР в целом, считают политологи и оппозиционные журналисты Туркменистана. И как всегда, официальный Ашгабад пытается привлечь к себе больше внимания, чем того заслуживает.
Пока неизвестно, как отреагировал на эти заявления о помощи Афганистану официальный Пекин, который покупает до 80 процентов газа в Туркменистане. Ведь воплощение проекта «ТАПИ» – это реальная угроза большим поставкам газа в Китай.
К тому же Поднебесная не очень жалует «Талибан», так как в КНР понимают, что эта власть пока представляет из себя лишь «колосса на глиняных ногах». А вот США проявляет слишком большой интерес к Афганистану. Но Пекин и Вашингтон находятся на разных политических полюсах. Так что реверансы Ашгабада в сторону Кабула, мягко говоря, неприятны Китаю.
Алмаз Нуразбеков, по информации https://t.me/mediastan
Подписывайся на Стержень Азии в Телеграмм