Казахстан испытывает дефицит воды и пересматривает нормы стоков трансграничных рек

Вопрос дефицита воды в Казахстане становится всё более актуальным, и в недалёком будущем может даже привести к межгосударственным конфликтам. Остро стоит климатическая повестка в Астане Население столицы РК приближается к двум миллионам человек, а дефицит воды и электричества ощущается уже сегодня.

Выступая на заседании водного совета, эксперт напомнил, что на границе Афганистана с Ираном произошел вооружённый конфликт из-за воды. И подобная ситуация может случиться по Амударье с Таджикистаном. Эта река не протекает через Казахстан, но влияет на уровень высыхающего Аральского моря, что напрямую касается Кызыл-Ординской области Казахстана.

То есть, эти вопросы должны решаться на международном уровне. Вот ещё один негативный пример. К 21 июля 2023 года уровень реки Иртыш, которая протекает через Казахстан, в российском Омске составил минус 173 сантиметра от нулевой отметки. Это – абсолютный минимум. Обмеление, происходит на фоне аномальной жары, стоящей в Омске, в последние два месяца.

В Центральной Азии в этом году сильнейшая засуха, температура бьёт все рекорды.

И как поясняет эксперт, высыхание русла рек – это первый шаг к опустыниванию. То есть, Астану и другие города РК, которые стоят на реках, ждёт катастрофа.

(Цитата) «Дефицит воды в Казахстане, входя в число наиболее актуальных проблем национальной безопасности, с каждым годом приобретает все более угрожающие масштабы», отмечает эксперт. «Засухи 2021 и 2022 годов в южных и западных регионах республики привели к массовому падежу скота – ущерб исчислялся сотнями тысяч голов. Нынче ситуация ещё хуже. Столкнувшиеся с дефицитом питьевой воды жители, Астаны вынуждены были выходить на улицы и перекрывать дороги. А ведь на момент переноса столицы в Акмолу (нынешнюю Астану), полагает эксперт, Ишим был едва ли не самой чистой и полноводной рекой республики». Люди сами уничтожают водную артерию, питающую большой город водой.

Острая нехватка влаги наблюдается на юге РК, из-за дефицита поливной воды сгорают посевы в Павлодарской области. Это никого не волнует. Почему? В госорганах, отвечающих за водное хозяйство, профессионалов не осталось. С 2007 года специалисты-гидрогеологи казахстанскими вузами не выпускались. Их подготовка возобновилась в 2021 году. То есть, первый выпуск состоится только в 2026 году.

Сегодня в республике 17,5 тысяч рек, четыре тысячи озер, 2,7 тысячи ледников общей площадью порядка одного миллиона квадратных километров, свыше 300 водохранилищ, но только три процента ее территории покрыты водой, а 75 процентов – засушливые зоны.

Профессор отмечает, что 45 процентов водных ресурсов Казахстана формируются в соседних, граничащих с ней республиках. Исходя из этого, вопрос использования трансграничных рек является жизненно важным. Если в западный регион вода поступает из рек, текущих из России, то в Кызыл-Орду из Сырдарьи. А в Жамбылской области есть Или, которая соединяется с рекой Талас (Кыргызстан), на востоке текущий из Китая Иртыш. Семь из восьми водных бассейнов – трансграничные, поэтому республика зависит ещё и от водохозяйственной политики сопредельных стран.

Единственное разумное решение проблемы, считает эксперт, найти консенсус с соседями. Казахстану есть резон договориться с Кыргызстаном о том, что республика держит 60-90 дней сток воды для своих нужд в период вегетации, а Казахстан потом компенсирует недополученную из-за этого электроэнергию поставками своих килоВаттов, или углём, мазутом. Аналогичным образом с Кыргызстаном мог бы договориться и Узбекистан. Но этого не происходит. Никто никому не хочет уступать.

Однако настанет час, когда все республики ЦАР пройдут точку невозврата. И тогда грядёт катастрофа.

Алим Хакимбетов, по информации https://zonakz.net/

Подписывайся на Стержень Азии в Телеграмм

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Не пропусти…