Добрососедство – превыше всего
Нынешний год, наряду с позитивными моментами в укреплении добрососедских отношений России и стран приграничных государств, принёс немало тревог и забот в страны ЦАР и АТР. Безусловно, январские события в Казахстане заставили мир насторожиться: а что будет дальше, возьмут ли власть «нацики», останется ли Токаев у власти? И это вопрос волновал не только Москву. В Душанбе, Ташкенте, Бишкеке, Ашгабаде, Минске, Тирасполе, Баку, Ереване тоже были встревожены размахом массовых погромов. На это раз обошлось. Правда, пришлось вводить союзные части войск ОДКБ, чтобы предотвратить расползание этой хорошо управляемой западными спецслужбами агрессии по всему Центрально-Азиатскому региону.
Не могут не тревожить события и на других границах: таджикско-афганской, узбекско-афганской и киргизско-таджикской. Там тоже нет-нет, да и вспыхивают очаги напряженности. Понятно, чьи «уши торчат» там. Западные спецслужбы постоянно работают в странах ЦАР и вносят свои «коррективы» в создание очагов международной и межрегиональной напряжённости. И Центрально-Азиатский регион сегодня наиболее всего подходит для развёртывания диверсионно-тактической деятельности против России, рассчитанный на десятилетия вперёд.
Однако Москва не заинтересована в создании очагов напряженности на всём постсоветском пространстве, наоборот, готова протянуть руку помощи и дружбы всем, кому она сегодня необходима. К сожалению, не всегда это получается. Наиболее сложной остаётся обстановка в Казахстане. Многовекторная политика этой бывшей советской республики, имеющей самые протяжённые границы с РФ, постоянно приводит к каким-то эксцессам как внутри Казахстана, так и во взаимоотношениях с северным соседом. Это касается не только гуманитарной сферы. Несмотря на все усилия учёных, журналистов, общественников обеих стран, которые пытались убедить власти РК о том, что переход казахского написания с кириллического на латиницу породит только новые проблемы, ни к чему так и не привели. Пока только приостановили на время этот процесс. Другая проблема – запрет преподавания русского языка с первого класса. И опять вопрос – почему второй язык, на котором разговаривают почти 40 процентов населения, становится чужим для властей РК?
Понятно, Запад насильственно пытается отторгнуть два народа – русский и казахский друг от друга. И латинизация РК, всяческие запреты на русский язык – тому подтверждение.
Если Кремль создаёт специальные экономические коридоры для взаимовыгодной торговли Казахстана с другими странами, в том числе и энергоносителями, то некоторые предпринимательские структуры РК, наоборот, выжимают все соки из поставок нефти, газа в Европу, а во всех возникающих проблемах винят Россию. Несмотря на увеличивающийся товарооборот между приграничными странами, напряжённость всё же остаётся. Москва пытается ослабить её, направить в русло добрососедских отношений, но власти РК упорствуют, делают лишь незначительные уступки, а все предложения Москвы по улучшению добрососедства, отметают и считают вмешательством Кремля во внутреннюю жизнь суверенного Казахстана. В этом снова чувствуется влияние США и Запада.
Хотя сейчас Европе не до Казахстана с его проблемами латинизации. Как бы выжить в условиях собственных санкций? Европа обратилась к Казахстану с просьбой помочь энергоносителями. А не тут-то и было. Трубопроводов для перекачивания нефти Мангышлака в страны ЕЭС практически нет. Европа также не сможет получать энергоносители из всех стран ЦАР.
В области политического сотрудничества Россия готова и активно работает над укреплением связей с Кыргызтаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном. Свидетельством тому – постоянные визиты представителей высших структур в Ташкент, Бишкек, Душанбе, Ашгабад и новые договоры долговременные на взаимовыгодное сотрудничество. Для Москвы сегодня как никогда важно достичь стабильности со всеми приграничными государствами, как в ЦАР, так и на Кавказе.
Антон Евдокимов